logo
пп шпоры

50. Проблемы становления партийной системы в республике беларусь

В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится на стадии формирования, отличается нестабильнос­тью и имеет свои особенности.

Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея пред­ставительства во властных структурах, они лишены возможнос­ти играть роль посредника и связующего звена, коммуникатив­ного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.

Так, в 2000 г. в Палату представителей Националь­ного собрания избраны 16 представителей от 6 политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от 3 политических партий (от Коммунистической партии Бело­руссии - 8, Аграрной партии - 3. Либерально-демократической партии - 1).

Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем людей, они не ви­дят в их существовании большой пользы и не нуждаются в них. Поэтому весьма актуальным становится наведение «мостов», налаживание диалога, тесного сотрудничества органов власти с политическими партиями, привлечение их к рассмотрению и принятию важных социально-экономических и политических решений.

В связи со слабой материально-технической базой большинс­тво политических партий не имеет собственных средств массо­вой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информа­ции, как правило, стараются дистанцироваться от них.

Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятель­ности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологичес­ких выводов, расплывчатостью, неопределенностью представ­лений о будущем обществе.

В условиях недифференцированности общества в социаль­но-политическом плане, отсутствия среднего класса, социаль­ной полноценной базы для многопартийности, разобщенности рабочего движения, трудно определить, кого реально представ­ляют партии и их руководители. Крайняя степень фрагмента­ции партийных сил, их неспособность к консолидации - все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Боль­шинство из них малочисленны по составу и с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 чело­век. Нельзя не заметить, что о многих малых партиях неизвест­но ничего, кроме имен их лидеров.

Более того, между политическими силами со схожей идео­логической ориентацией и действующими в одном полити­ческом поле не проявилась тенденция к взаимопониманию, к сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических ор­ганизаций: двух партий БНФ, двух - с ориентацией на развитие республиканского строя, двух - с коммунистической идеоло­гией, нескольких социал-демократических партий. В связи с этим назрела необходимость объединения близких по идеоло­гии партий. Такие партии, отражая социальные и политические чаяния граждан, могут конкурировать за получение властных полномочий для реализации поставленных целей.

Перечисленные факторы обусловили слабость и не­развитость многопартийности. Поэтому речь о сложившейся партийной системе в Беларуси пока не может идти. Известно, что партийная система в странах с развитой демократией со­здавалась десятилетиями, например, в Америке больше ста лет. Наличие множества партий - это еще не многопартийная систе­ма, но лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуж­дается в создании специального механизма регулирования: вза­имодействия между самими партиями; между партиями и влас­тными структурами; между партиями и обществом. Эффектив­ность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от их способности получить поддержку на выборах, от налаживания конструктивных переговоров с влас­тью. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласован­ности позиций и цивилизованного решения конфликтов.

Подлинная многопартийная система в белорусском обще­стве возможна в том случае, когда в нем сложатся предпосылки (социально-экономические, правовые), установятся устойчи­вые группы интересов населения, которые затребуют своего представительства в выборных государственных органах. По мере того как будут структурироваться интересы граждан, воз­можно сокращение количества партий. Естественно, что для эффективного развития общества, стабильности политической жизни и консолидации в стране наиболее желательными явля­ются варианты политической системы, где будут доминировать две-трети крупные партии.

Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси еще на этапе становления. Ее фор­мирование - это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государствен­ных дел, на решение важнейших проблем, стоящих перед об­ществом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ