logo search
пп шпоры

40. Анархизм в россии

Анархизм - течение, отрицающее политическую власть, враждебно относящееся ко всякому государству, отвергающее политическую борьбу. Анархисты отрицают регулирование и упорядочение отношений, складывающихся в обществе пос­редством власти и авторитета. Они выступают не против дис­циплины, являющейся своеобразной формой общественной связи между людьми, а против какой бы то ни было власти и какого бы то ни было авторитета. Главными идеологами анар­хизма были П. Прудон, М. Штирнер, а в России - М. Бакунин и П. Кропоткин.

Появление анархизма в России относится к 40-50 годам XIX столетия. Считая государство источником социального не­равенства, М. А. Бакунин, А. И. Герцен и др. предлагали его разрушить, создав союз вольных производителей.

Оформление анархизма как массового революционного движения в России относится к 70-80 годам. В это движение активно вступает П. А. Кропоткин, считавший, что идеалом бу­дущего должен быть Союз вольных коммун без центральной государственной власти. Именно за такой союз должны бороть­ся не только крестьяне, но и городские рабочие. А для такого выступления их должна готовить анархистская партия.

Первые Российские анархические организации возникают в начале XX века за границей (Швейцария, Болгария, Германия, Франция). Весной 1903 г. анархические группы создаются и в России. Численность анархистов существенно увеличилась в России в годы революции 1905-1907 гг. Их социальную основу составляли кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, де­классированные элементы, труженики сферы услуг, недоволь­ные существующими порядками. В основном это были моло­дые люди.

В это время среди анархистов можно выделить три направ­ления: анархо-коммунизм. анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм.

Анархо-коммунисты своей целью ставили полное уничто­жение капитализма и государства и замену их анархическим коммунизмом. Путем восстания и нападения на угнетателей и эксплуататоров предполагалось бороться с самодержавием. Признавая необходимость создавать анархические союзы, воз­можность вступать в рабочие организации беспартийного ха­рактера, анархо-коммунисты отвергали сотрудничество с дру­гими революционными партиями. Будущее общество они пред­ставляли как союз вольных коммун, где личность, освобожден­ная от влияния государства получит широкие возможности для развития. Планировалось децентрализовать промышленность, ввести прямой продуктообмен, передать землю тем, кто ее об­рабатывает.

Анархо-синдикалисты свою цель видели в том, чтобы осво­бодить труд от всех форм эксплуатации и создать свободные профессиональные объединения трудящихся. Основными фор­мами борьбы они считали бойкот, стачки, саботаж, насилие над власть имущими. Подчеркивая профессиональные, экономи­ческие интересы борьбы с самодержавием, они по существу не обращали внимания на политические и вооруженные формы борьбы.

Сторонники анархо-индивидуализма за основу взяли идею абсолютной свободы личности. Высказывая отрицательное от­ношение к власти и капитализму, они выдвигали обвинения к интеллигенции, утверждая, что она служит капиталу. Основ­ным методом борьбы с самодержавием они считали системати­ческий террор. Хотя сторонников этого течения было немного, но они выступали за человека и его освобождение от эксплуа­тации.

В годы революции анархисты провели ряд экспроприации, вооруженных выступлений, террористических актов против эксплуататоров, были при этом и грабежи. Появилась традиция совместных выступлений против самодержавия с представите­лями других политических партий.

Поражение революции ослабило это движение. Одни рас­терялись, другие затаились, часть эмигрировала за границу. Расколу анархистов способствовала и Первая мировая война. Лишь Февральская революция 1917 г. вернула их на полити­ческую арену России.

Анархисты-коммунисты сразу призвали массы к социальной революции и свержению Временного правительства. Выдвину­ли требование прекратить войну.

Анархо-синдикалисты выступили за замену государства фе­дерацией синдикатов, развернули агитацию за захват рабочими фабрик и заводов, установление рабочего контроля над произ­водством. И анархо-синдикалисты, и анархисты-коммунисты не выступали против Советов, допуская участие в них своих представителей.

Решительно против Советов и участия в их работе выска­зались только анархисты-индивидуалисты. Они выступали за ничем не ограниченную свободу каждой отдельно взятой лич­ности, предпочитали индивидуальные методы борьбы.

Таким образом, анархизм в России не существовал как еди­ная идеология. Он отличался идейной неоднородностью, поли­тической аморфностью, организационной раздробленностью. Анархисты никогда не являлись партией в полном смысле этого понятия.

Ведущее положение в Российском анархизме после Фев­ральской революции постепенно заняли анархо-коммунисты, поддержавшие идею создания однородного социалистического правительства. Вместе с тем они видели развитие революции в распространении местного руководства, создании коопера­тивов, крестьянских ферм, профсоюзных организаций. Инте­ресно, что глава Временного правительства А. Ф. Керенский с целью укрепления авторитета власти даже приглашай лидера анархо-коммунистов П. А. Кропоткина войти в состав прави­тельства. Однако тот отказался.

Что касается отношения к Советам, то часть анархистов счи­тала необходимым вступление в Советы и использование их для своей агитации. Другие анархисты занимали колеблющуюся позицию, признавая Советы как органы власти, отказывались поддерживать в них большевиков. Были и явные противники Советов, считавшие их массовыми организациями, не выпол­няющими никаких функций. Не поддержали анархисты разгон в январе 1918 г. Учредительного собрания, выступили против Брестского мира с Германией, заключенного в марте 1918 г.

И все же легальная деятельность анархистов была возможна только в результате лояльного отношения к большевикам. Поэ­тому, не выступая какое-то время против советской власти, они предлагали свое видение развития страны, пытались сотрудни­чать с большевиками. Однако даже в их рядах не всегда было единство. Несколько расколов пережили анархо-коммунисты. К примеру, возникшая группа анархо-кооператоров считала воз­можным переход от капитализма к коммунизму через коопера­цию, без диктатуры пролетариата. Течение анархо-федерализма выделилось из среды анархо-синдикалистов, которые считали, что общественная жизнь после социального переворота должна быть устроена путем объединения личностей в коммуны.

Общим для анархистов различных течений было убеждение в несостоятельности планов большевиков. Излишняя центра­лизация власти, отстранение трудящихся от управления произ­водством мешала, по их мнению, развитию экономики. Отри­цательно относились они к диктатуре пролетариата, к рабочему контролю, к национализации промышленности.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что многие анар­хистские группы действовали самостоятельно, не признавая ни­какого подчинения и дисциплины. Отдельные анархистские от­ряды под видом обысков и реквизиций занимались грабежами. В них все большее участие принимал криминальный элемент. Многие члены анархистских групп вообще не имели представ­ления об анархизме как идейном течении, их привлекала воз­можность осуществлять свои темные дела. Нередко под видом анархистских создавались криминальные банды, воспринимав­шие анархистские идеи только как хаос и вседозволенность.

При этом часть анархистов, лояльно относившихся к боль­шевикам, принимала участие в Гражданской войне. Не все они симпатизировали большевикам, однако понимали, что другой такой силы в России тогда не было. Пример тому - действия Н. И. Махно. Он начал свою деятельность с декларации граж­данских свобод, «саморуководства» народа, «свободных» Со­ветов. Однако вскоре эти идеи сменяют требования отсутствия всяких законов, ограничивающих власть. Объединив на юге страны под своим руководством крестьян, Махно вместе с дру­гими партизанскими отрядами освободил до прихода красных значительную территорию Украины от петлюровцев и дени-кинских формирований. В результате советское командование в марте 1919 г. заключает с махновцами соглашение. Они полу­чили вооружение и поступали в тактическое распоряжение ко­мандования красных против деникинских войск. К махновцам направлялись комиссары-коммунисты.

Однако Махно выступил против создания в 1919 г. комбедов и продотрядов, призывал крестьян претворить в жизнь идею уравнительного землепользования. Он утверждал, что Совет­ская власть изменила «октябрьским принципам», партия боль­шевиков узурпировала власть и проводит антикрестьянскую политику. Все это вызвало разрыв его контактов с большевика­ми и борьбу против них. Одновременно он призывал повстан­цев и на борьбу с буржуазией.

В сентябре 1919 г. он провозгласил создание Революцион­ной повстанческой армии Украины, и, одержав ряд побед над войсками Деникина, выдвинул идею создания самостоятельной крестьянской республики в тылу деникинских войск. Советс­ким руководством Махно 41. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ СПЕЦИФИКА

25 октября 1917 г. в результате вооруженного восстания Временное правительство было низложено. Его свержение осуществили большевики. Однако меньшевики, бундовцы и правые эсеры, осудив поведение большевиков, отказались на открывшемся в этот день II съезде Советов обсуждать вопрос о власти. Они считали, что Россия не готова к социалистической революции и предлагали начать переговоры с Временным пра­вительством об установлении власти, опирающейся на все слои общества. Не получив поддержки на съезде, где большинство (505 из 670 делегатов) стояло за передачу власти Советам, они заявили о нежелании обсуждать вопрос о власти и покинули съезд.

В такой ситуации II съезд Советов сформировал первое советское правительство только из большевиков. Хотя не все даже большевики были с этим согласны. Выступив за создание «однородного социалистического правительства» с участием меньшевиков и эсеров. В. Ногин, А. Шляпников, Д. Рязанов. В. Милютин и др. вышли из состава правительства. За созда­ние правительства из коалиции социалистических партий вы­сказался и Всероссийский исполнительский комитет союза же­лезнодорожников (Викжель). В случае отказа большевиков от переговоров по данному вопросу Викжель угрожал всеобщей забастовкой железнодорожников.

В результате ЦК партии большевиков согласился на пере­говоры о возможном изменении состава правительства. Боль­шевикам нужна была тогда поддержка масс, а их представляли партии. Однако меньшевики и правые эсеры на контакт не пош­ли. Поддержали большевиков лишь левые эсеры.

Уже 25 октября 1917 г. часть левых эсеров отказались поки­нуть II съезд Советов. Одобрив декреты съезда о мире и земле, они тогда не вошли в состав правительства, стремясь играть роль посредников между большевиками и ушедшими со съезда меньшевиками и правыми эсерами. Однако, когда IV съезд пар­тии эсеров исключил левых из своих рядов, они в конце ноября 1917 г. создают свою партию Левых социалистов-революцио­неров-интернационалистов и санкционируют участие членов партии в Совнаркоме.

Учитывая, что за левыми эсерами шла значительная часть крестьянства, большевики в конце ноября пошли на коалицию с ними и сотрудничали до лета 1918 г.

В состав советского правительства было введено несколько левых эсеров, которые возглавляли наркоматы юстиции, почт и телеграфов, имущества, местного самоуправления, сельского хозяйства.

Этим шагом создавалась иллюзия многопартийности в Рос­сии, сглаживались противоречия с Викжелем, обеспечивалась поддержка советскому правительству со стороны крестьянства.

Коалиция большевиков с левыми эсерами нужна была и по результатам состоявшихся 12 (25) ноября 1917 г. выборов в Уч­редительное собрание, где из 707 депутатов эсерам досталось в общей сложности 410 мест. И хотя списки правых и левых были общими, но это значительно больше 175 мест большевиков. В такой ситуации большевики всячески откладывают созыв Уч­редительного собрания. Оно начало работать только 5(18) янва­ря 1918 г. От имени ВЦИК Советов его открыл Я. М. Свердлов, предложивший принять зачитанную им «Декларацию прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа», признав таким образом законность советской власти. Однако большинство депутатов отказалось ее утвердить без обсуждения. Началась дискуссия, что не устраивало большевиков, не желавших уступать власть. Их представители ушли с заседания. Вслед за большевиками это сделали и левые эсеры. В ночь с 6 на 7 января Учредитель­ное собрание было распущено. Это значительно изменило по­литическую ситуацию в стране. Меньшевики, правые эсеры ут­ратили всякие надежды на демократическое развитие событий. Лишь левые эсеры продолжают сотрудничать с большевиками.

Однако подписание Брестского мирного договора с Герма­нией в марте 1918 г. вызвало у них возражение. Левые эсеры заявили, что снимают с себя ответственность за его последс­твия и выходят из советского правительства, решив дать бой большевикам на очередном съезде Советов.

В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов они вы­разили недоверие внешней и внутренней политике Совнаркома, предложили расторгнуть Брестский мирный договор. Однако эти предложения были отвергнуты. Не получив поддержки на съезде, левые эсеры пошли на прямую провокацию - убийство 6 июля 1918 г. немецкого посла, рассчитывая, что это обострит отношения с Германией, которая аннулирует Брестский мирный договор.

Следствием этой акции стало окончательное оформление в России однопартийной системы.

Что лежало в основе союза двух партий? Почему он все-таки распался? Большевики приняли эсеровский Декрет о земле и Декрет о социализации земли и тем самым получили подде­ржку крестьянства. А левые эсеры признали руководство боль­шевиков. Но были и глубокие разногласия, которые нарастали месяц за месяцем.

Левые эсеры были против ленинской концепции социализ­ма, считая, что национализация развалила промышленность, и город уже ничего не может предложить крестьянам в обмен на хлеб. Город голодал. Был принят Декрет о продовольственной диктатуре - вопреки левым эсерам, видевшим причину голода в национализации промышленности.

Большевики, на словах приняв социализацию земли, наделе пытались проводить свою программу - программу национали­зации, программу государственной собственности на землю, с опорой не на сельские Советы, представлявшие все крестьянс­тво, а на комитеты бедноты, создаваемые и контролируемые большевиками. Партия левых эсеров, партия крестьянства не могла не выступить против.

Левые эсеры видели в советской власти организацию само­управления трудящихся и отстаивали демократические начала, а большевики очень скоро убедились, что в крестьянской стра­не обеспечить себе контроль за Советами демократическим путем не удается. Внутри Советов вместо демократии устанавливался диктат большевиков.

Левые эсеры во всем винили большевиков. А большевики обвиняли левых эсеров в разлагающем влиянии, особенно в связи с Брестским миром.

И все же главное было в том, что социализм большевик! и левые эсеры представляли по-разному. Левые эсеры думали об утверждавшемся через Советы социализме как творчеств масс. А у большевиков была готовая теория социализма внедрение которой в крестьянской стране без диктатуры, без насилия меньшинства над большинством было немыслимо.

И эсеры, и меньшевики продолжали считать себя оппозици­онными партиями, делая ставку на «народовластие» в стране, которое примирит классовые интересы. Большевики же мето­дически вытесняли своих оппонентов из советской политики. Закрывались меньшевистские и эсеровские газеты, распуска­лись Советы, где они преобладали. Членам этих партий предла­галось вступать в РКП(б), с них брали подписку об отречении от своих партий, несогласных репрессировали.

В марте 1923 г. состоялся съезд партии эсеров, который под давлением большевиков констатировал распад партии. Во все партийные организации была послана, секретная инструкция ЦК РКП(б), призывавшая развернуть активную борьбу с мень­шевиками. В результате в 1923 г. начался распад меньшевист­ской партии, который завершился к концу 1924 г.

Уничтожив политическую оппозицию, большевики обеспе­чили себе монополию на власть.

был объявлен вне закона. И все же он отказался от предложения генерала П. Н. Врангеля действовать вместе против большевиков.

При этом сам Махно не сумел понять и принять Советскую власть, не смог сплотить вокруг себя даже идейных анархистов, оставивших его, чувствуя гибельность политики Махно. Мах­новцы все больше пускаются на путь бандитизма, ведя борьбу без страха, но и без надежды. Летом 1921 г. он с небольшой группой саратников перешел границу с Румынией, навсегда по­кинув Родину.

А в России анархисты делали все возможное, чтобы добить­ся признания Советской властью. Они требовали обеспечить их оружием и продовольствием в равных пропорциях с крас­ноармейцами. Но им было в этом отказано. Была приостанов­лена также посылка анархистских отрядов на фронт. Однако анархисты силой захватывали здания, считая анархию хаосом и вседозволенностью. Это вызвало ответные меры большевиков по разоружению сторонников анархии. Уже с середины 1918 г. анархистское движение переживает полосу расколов, уменьша­ется приток сил, часть из них признает верховенство большеви­ков, вступают в ряды правящей партии, объясняя это кризисом анархизма, его перерождением. Другие эмигрируют за границу. Оставшиеся в России пытаются проводить агитацию и пропа­ганду взглядов анархистов. К концу 20-х годов они полностью уходят с политической арены.