logo search
пп шпоры

46. Углубление экономического, социального и политического кризиса в ссср в 1970-1980-х гг.

В 70-80-х годах Советский Союз столкнулся с проблемой заметного сокращения темпов экономического роста. Истоще­ние высококачественных и наиболее доступных естественных ресурсов вело к их постоянному удорожанию. Технология про­изводства и технический уровень капитального оборудования в стране устарели. На протяжении ряда лет экономические пока­затели советских предприятий носили преимущественно коли­чественный характер, в результате чего недостаточно внимания уделялось качеству продукции. Экономика носила в основном экстенсивный характер, для которого характерно возрастающее вложение ресурсов и увеличение работающих. Большое же ко­личество работников, уходящих на пенсию, и низкий уровень рождаемости вызывали замедление роста численности рабочей силы. Велико было военное бремя Советского Союза. Достиг­нув к началу 70-х годов военного паритета с США и стремясь его удержать, СССР оказался ввергнутым в гонку вооружений, изматывающую силы страны.

К тому же сформировавшийся годами механизм централи­зованного планирования устарел и стал неэффективным, ока­зался невосприимчивым к новым требованиям более зрелой и более сложной экономики. Одна из причин кри­зиса коренилась в неспособности государства обеспечить эф­фективное использование природных и человеческих ресурсов, интеллектуального потенциала общества. Чрезмерная центра­лизация, директивное планирование, отсутствие рыночных ценообразованнй, контроль сверху за материальным стимулиро­ванием мешали развитию экономики. К тому же общественный сектор был совершенно невосприимчив к частной инициативе.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Имея больше половины мировых площадей черноземов, СССР не мог накормить население, создать надежную базу для развития ин­дустрии и сферы услуг. Сбор зерновых сократился с 237 млн т в 1978 г. до 173 млн т в 1984 г. Происходил структурный сдвиг в занятости и расселении населения в стране. Значительное ко­личество населения переселилось из деревень в города. А это сказывалось на развитии общества. В деревне появились труд­ности из-за нехватки рук. В связи с этим широкое развитие получила практика «шефской помощи» города колхозам и сов­хозам. Предпринимались попытки значительных финансовых инъекций в сельское хозяйство. Общество тратило на него ог­ромные капиталовложения. Однако его подъему мешало отчуж­дение крестьян от земли.

В условиях начавшейся еще в 60-е годы научно-технической революции советская модель хозяйствования не смогла обес­печить высокую эффективность и социальную направленность экономики. Это особенно стало видно в 70-е годы, когда по­дорожание энергоносителей заставило развитые государства мира осуществить структурную перестройку промышленнос­ти, перейти на новую организацию производства. Советская модель хозяйствования не смогла ответить тем же. Модель ад­министративно-командной системы управления, централизо­ванное планирование экономики соответствовали этапу и зада­чам ускоренного индустриального развития, но стали тормозом на пути интенсивного развития производительных сил, создали ситуацию невосприимчивости социалистической экономики к научно-техническому прогрессу. Командно-административная система в стране стала оплотом консервативных сил, монопо­лизма на производстве, сверхцентрализованного руководства. Она сковывала инициативу Советов, которые не выступали полномочными органами народовластия, теряли приоритет в решении многих вопросов государственной и общественной жизни.

Все большая бюрократизация системы управления, рас­пространение чиновничьих методов рассмотрения и решения социальных вопросов приводит к отчуждению значительной части трудящихся от политической власти. В результате усили­лась социальная апатия. Отчуждение проникало во все сферы общественной жизни.

К тому же на протяжении 70-х гг. все больше терялась объ­ективная оценка состояния советского общества. Дело начало сводиться к констатации только успехов, что отрывало реаль­ную жизнь от действительности.

Был характерен «остаточный» принцип финансирования со­циальной, научной и культурных сфер, в которые направлялись средства, оставшиеся после затрат на производственную сферу. Преобладали уравнительность в распределении, частые нару­шения социальной справедливости.

Несмотря на ряд осуществленных в те годы социальных мероприятий, планы в области повышения жизни народа не выполнялись. Ниже плановых были темпы реальных доходов населения.

Сложилось ненормальное положение в социальных отноше­ниях, связанных с различными искажениями принципа распре­деления по труду. Уравниловка в оплате труда без строгого уче­та реальных, конечных результатов подрывала материальные стимулы к росту его производительности, порождала ижди­венческие настроения. В итоге искажался принцип социальной справедливости, что неблагоприятно отражалось на трудовой активности людей.

Неблагополучно складывалось положение в области обеспе­чения растущего платежеспособного спроса населения и его ма­териального покрытия. В то же время многие виды продукции не находили сбыта и скапливались на базах и складах. В связи с этим на руках у населения оказался быстро увеличивающийся остаток неизрасходованных денег, часть из которых поступала в сберегательные кассы.

Негативные явле­ния наращивались и в области здравоохранения. Хронической стала нехватка детских садов, зданий для школ и вузов, театров И кинематографа, слабое оснащение больниц и поликлиник но­вейшим оборудованием. СССР к началу 80-х гг. оказался на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность.

В эти годы еще более широкое распространение получило отчуждение значительной части трудящихся от политической власти. В роли хозяев стали фактически выступать министерс­тва, число которых, начиная со свертывания НЭПа, постоянно увеличивалось: с 11 в 1924 г. до более 100 министерств и при­равненных к ним ведомств к началу 1987 г..

Отстранение работника от управления производс­твом, превращение его в простого исполнителя чьей-то воли неизбежно вели к таким негативным явлениям, как социальная апатия, безразличие к общественному труду.

В 70-е гг. все больше стала проявляться тенденция, способс­твующая бюрократизация всей политической системы, прежде всего государственного механизма, что сдерживало, тормозило развитие демократии, расшатывало правопорядок и законность.

Негативные тенденции резко проявились в самой партии. Главная причина сложившейся ситуации состояла в том, что

ЦК КПСС, руководство страны прежде всего в силу субъектив­ных причин не смогли своевременно и в полном объеме оце­нить необходимость перемен, опасность нарастания кризисных явлений в обществе, выработать четкую линию на их преодоле­ние. При выработке политики и в практической деятельности возобладали консервативные настроения, инерция, стремление отмахнуться от всего, что не укладывалось в привычные схемы, нежелание решать назревшие социально-экономические воп­росы.

Живое дело порой подменялось бумаготворчеством, заседательской суетой, а реалистическая оценка положения -укоренившейся привычкой обходить острые углы.

Поиск ново­го во многом сдерживался стереотипами мышления, привыч­ными схемами; распространялись настроения самодовольства, вседозволенности, стремление приукрасить действительное положение дел.