logo search
Политология -лекции-12-13

Политический режим.

Если первые две формы характеризуют структурную сторону государства, то третья – функциональную.

Форма правления определяется тем, как организуется верховная власть, каков ее источник (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (регулируется она в соответствии с законом или нет). Выделяются две основные формы правления:

  1. Монархия: власть передается по наследству. Монархия, в свою очередь, подразделяется на абсолютную монархию и конституционную (последняя в отличие от первой действует в рамках закона – конституции).

  2. Республика: верховная власть избирается. Республика может быть парламентской (основная власть сконцентрирована в руках парламента) и президентской (основные властные полномочия принадлежат президенту).

Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства, мерой автономии частей по отношению к целому. Здесь выделяются:

  1. Унитарное государство. В нём отдельные регионы обладают незначительной автономией по отношению к центру. Примерами унитарных государств являются Франция, Польша, Беларусь и др.

  2. Федеративное государство. Для него характерны: значительная автономия регионов, а значит и относительная независимость региональных властей от центра, наличие особого регионального законодательства (Россия, США, ФРГ, Индия и др.). Часто бывает, что формально государство является унитарным, но в нем широко распространены федеральные практики и имеется значительная автономия отдельных регионов. Примером могут быть Испания, Великобритания, ЮАР (см.: Большаков А.Г. Судьба федералистских проектов на постсоветском пространстве // Полития. – 2007. - № 1 – С. 114).

Иногда говорят о конфедерации, но это неустойчивое объединение государств с предельно широкой автономией входящих в нее регионов, как правило, кратковременное. В 1958-1961 гг. существовала Объединенная арабская республика, представляющая союз Египта и Сирии: она имела ряд общих органов управления, но в целом каждый структурный элемент этого объединения обладал значительной автономией, несравненно большей, нежели в федеративном государстве. В конечном итоге этот союз распался. Распался и конфедеративный союз Сербии с Черногорией Примером конфедерации является союз России и Беларуси. Однако есть основание надеяться, что этот союз от конфедерации перейдет к федерации, к усилению единства.

Политический режим определяется методами осуществления власти, степенью свобод граждан (о чем говорилось в предыдущем разделе).