7. Правовое государство и гражданское общество
Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в этом случае государство станет правовым. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Как полагают исследователи и подтверждает практика, правовое государство неразрывно связано с гражданским обществом.
Гражданское общество представляет собой систему негосударственного социального самоуправления организованных групп населения1. Под гражданским обществом понимается определенное качество населения страны, а именно, его способность к самоорганизации, самоуправлению и контролю над государством. Если в стране не развито гражданское общество, то импульсы управления страной исходят исключительно от государства, оно является единственным и полновластным «хозяином» в стране и, будучи бесконтрольным, часто действует во вред обществу в целом, допускает произвол, не соблюдает законов. При отсутствии противодействия государству со стороны общества обычно начинается процесс его деградации.
Для того, чтобы государство стало правовым, население должно стать гражданским обществом. Это означает способность людей через различные общественные организации и политические партии влиять на государственный аппарат и направлять его деятельность в соответствии со своими интересами. Здесь крайне велика роль независимых СМИ, держащих под постоянным наблюдением государственный аппарат, отдельных чиновников, критикующих их за ошибки и злоупотребления властью. Население должно также научиться самостоятельно решать различные проблемы в области экономики, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, создавая для этого многочисленные ассоциации, комитеты взаимопомощи, товарищества и т.п. Таким образом, чтобы население стало гражданским обществом, оно должно быть структурировано в различные ассоциации, способные к воздействию как на население, другие подобные ассоциации, так и на государство. Разумеется, гражданское общество требует граждански активных людей, не замыкающихся в кругу своей семьи, а стремящихся участвовать в решении социально значимых проблем на производстве, по месту жительства, в регионе, в стране в целом.
Становление гражданского общества имеет свою историю. Ряд исследователей видят его еще в древних цивилизациях Междуречья, то есть за несколько тысячелетий до нашей эры. Там гражданское общество проявляло себя в виде самоуправления городских и сельских общин1. Высокой гражданской активностью отличалось население ряда античных демократий. Не случайно слово «идеотоес» в переводе с греческого языка означает «частное лицо»: всякий, кто сторонился общественной жизни и предпочитал жить частным лицом, казался грекам чудаком и даже дураком, одним словом – идиотом. Но в управлении обществом участвовали только его небольшая часть: только свободные граждане и только мужчины. Античные демократии являли собой пример скорее прямой, нежели представительной демократии. Гражданское общество в современном его понимании стало формироваться в Европе в позднем средневековье в связи с ростом городов и укреплением третьего сословия, противостоящего власти феодала. Процесс становления гражданского общества протекал там в течение нескольких столетий без серьезных препятствий и срывов. В России же он тормозился отсутствием конституции, сдерживающей власть самодержавного монарха. В экономическом плане становлению гражданское общества мешало наличие крепостного права, низкий жизненный уровень населения. Во второй половине XIX века после отмены крепостного права и вследствие других законодательных мер формирование гражданского общества в России ускорилось, но после Октябрьской революции 1917 года и последовавшим за ней установлением тоталитарного политического режима этот процесс был прерван. Тоталитарные режим стремился к атомизации личности, подавлению ее самостоятельности, разрушал все не инициированные сверху формы самоорганизации людей, подавлял всякие попытки критики власти. Формирование гражданского общества возобновилось по существу лишь в конце 80-х годов прошлого века.
За истекшие 10-15 лет в плане формирования гражданского общества в России произошли серьезные сдвиги, но и на сегодняшний день эта задача остаётся крайне актуальной. Для функционирования гражданского общества необходим достаточно представительный средний класс. Если в странах Запада он составляет примерно 2/3 общества, то в России не более 15-20%. Обнищавшее население, борющееся за элементарное выживание, отчуждено от политической жизни. Оно еще не имеет ни достаточных навыков, ни желания в отношении самоорганизации, самоуправления, контроля над государством, что во многом объясняет часто встречающийся произвол со стороны различных звеньев государственного аппарата. Парадоксально, но как отмечают исследователи особенностью России является то, что существенную роль в формировании гражданского общества должно сыграть государство. Это требует присущего отчуждения населения от власти. Власть и общество должны быть союзниками (см.: Бондар А. Оптимизация роли государства в современной России // Власть. – 2007. - № 12. – С.9-11).
Хотя в 1-й статье Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…», о правовом государстве в России скорее можно говорить как о цели, а не как о достигнутом результате. Развитие гражданского общества является продолжающейся задачей и для стран с развитой демократией.
Без гражданского общества при слабом государстве, его ослаблении – наступает хаос и архаизация, что показал опыт России и стран СНГ.
Особым видом современного конституционного государства является социальное государство. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, к выравниванию реальных возможностей для самореализации всех членов общества. В статье 10-й Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье также отражена, прежде всего, желаемая перспектива, нежели реальное положение дел.
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации