logo search
Политология -лекции-12-13

Типы политической культуры

Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего, что позволяет их типизировать, то есть соотносить с определенным типом политической культуры как некой теоретической моделью, включающей в себя ряд определенных признаков.

Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделили три типа политической культуры:

  1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения.

  2. Подданническая политическая культура. Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения.

  3. Активистская политическая культура. Этой культуре свойственна отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.

В чистом виде указанные выше типы встречаются редко. Отсюда возможно наличие промежуточных типов. Это патриархально-подданнический, подданнически-активистский, патриархально-активистский типы культуры.

Кроме этого по разным основаниям выделяют следующие типы культуры: тоталитарный, авторитарный, демократический, архаический, элитарный, представительский, высокой гражданственности и др.

Типы политической культуры часто выделяют по цивилизационному признаку. Так И.А. Василенко выделяет пять основных типов политической культуры: конфуцианско-буддийский, индо-буддистский, исламский, западный, православно-славянский (см.: Василенко Н.А. Политология: Учебник. – М., 2004.- С.150-229).

Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.

Запад

Восток

Власть обусловлена превосходством одного человека над другим.

Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом.

Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу.

Тяготение личности к сложным формам организации политической жизни.

Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними.

Приоритет общегосударственных законов над частными нормами. Понимание различия между моральной и правовой мотивацией в действиях

Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей.

Политика – средство утверждения гармонии, занятие для избранных.

Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности.

Стремление к упрощению политического процесса.

Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею.

Приоритет местных установлений и нравственной мотивации