logo search
пп шпоры

9. Социальная сущность и доктрины народничества

Крупнейшим в России движением второй половины XIX в. являлось движение революционных разночинцев, получившее название народнического движения. На своих различных этапах оно представляло собой широкий спектр различных течений: от революционно-демократического до умеренно-либерально­го и даже консервативного.

Идеология народничества как общественно-политического движения оформляется к концу 60-х - началу 70-х гг. XIX в. Народничество выражало протест как против остатков крепос­тничества, так и против капитализма «с точки зрения крестья­нина». Поэтому оно считается идеологией крестьянской демок­ратии в России.

В основу народничества легла теория русского (или крес­тьянского) социализма, главные положения которой были раз­работаны в 1850-х гг. А.И. Герценом и Н.Г Чернышевским. Народничество основываюсь на системе взглядов о «самобыт­ном» пути развития России, о ее переходе к социализму путем крестьянской революции на основе крестьянской общины, ми­нуя капиталистическую стадию развития.

Вдохновленными Н.Г. Чернышевским его петербургскими сподвижниками, братьями Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичами. А.А. Слепцовым, Н.Н. Обручевым, Н.И. Утиным в конце 1861 г. было создано тайное общество «Земля и воля». Это стало пер­вой в истории русского освободительного движения попыт­кой создания политической партии, хотя и не в современном смысле.

Краеугольным камнем экономической теории народников стал вопрос о характере пореформенного развития России. Их заслугой была постановка вопроса о капитализме в Российской империи. Но к его решению они подходили с точки зрения интересов мелких производителей. Народники боялись капита­лизма, видели в нем только упадок и искали средства, которые позволили бы его избежать. В своей экономической теории они противопоставляли капитализму якобы специфическое русское «народное производство» - крестьянскую общину, артель и кустарное производство.

Идеализируя крестьянскую общину, народники считали ее уже готовым «зародышем социализма», а русского крестьянина-«коммунистом по инстинкту, по традициям», стоящим гораздо «ближе к социализму, чем лишенные собственности рабочие Западной Европы». Крестьянская социалистическая революция считалась народниками непосредственной целью их движения, определяющей его тактику и организационные формы.

Поворот к «действующему народничеству», обусловленный социально-политическим развитием самой России, происходил под сильным влиянием общеевропейского и международно­го социалистического движения и в сложном взаимодействии с ним. 60-е и начало 70-х гг. XIX в. ознаменованы подъемом освободительной борьбы в различных странах мира.

В 1864 г. создано Международное Товарищество Рабочих - Первый Ин­тернационал. Самой вершины общеевропейский революцион­ный подъем достиг в Парижской коммуне 1871 г.

Народнический социализм, несмотря на свою утопичность, стимулировал крестьян к решительной борьбе против остатков крепостничества в России, способствуя тем самым быстрейше­му становлению капиталистических отношений в стране