История развития политических идей в России
В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.
В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.
В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.
В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. – говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политичекую мысль ХIX в.
Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран.
Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма, приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М. Сперанский был сторонником реформ сверху.
Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826) и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.
Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40-е гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю.
Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861) в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы.
Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876).
Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России.
Либеральные идеи во второй половине XIX – начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада.
Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов-революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1870-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении, сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания.
Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайней степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.
После Октябрьской революции 1917 г. вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политическая мысль России развивалась в изоляции от мировой политической науки. Политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало: политология рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать появившуюся в 20-30-е годы концепцию евразийства. Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.
В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. На начало 2009 г. их насчитывалось 105. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. Всего, начиная с 1990 г. и до начала 2009 г. в России было защищено 3203 кандидатских и 525 докторских диссертаций по политическим наукам1. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований – от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах, как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития», «Свободная мысль», «Политический журнал» и др.
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации