8. Общественно-политическая мысль россии в 1830-е - 1850-е гг. Славянофилы и западники
В период между восстанием декабристов и отменой крепостного права (1825-1861 гг.) сформировались три основных направления общественно-политической мысли России, которые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественных движений и политических партий:
консервативное;
либеральное;
революционно-демократическое.
Основными формами альтернативной государству политической активности в этот период были малочисленные кружки с пестрым составом участников.
Консервативное направление (историк М.П. Погодин, филолог СП. Шевырев. журналисты Н.И. Греч, Ф.В. Булгарин) отстаивало концепцию самобытности России на основе формулы «Православие, самодержавие, народность». Это означало, что православие является духовной первоосновой российского общества, и самодержавие - единственно возможная для России форма государственного правления, а русский народ имеет такие самобытные черты, которых нет у других народов, и поэтому Россия должна идти по особому русскому пути социального развития, отличному от западного. Реформы же Петра Первого, считали консерваторы, подорвали основы русских народных традиций и привели к кризису в обществе.
У истоков спора между славянофилами и западниками стоял русский философ, друг А.С. Пушкина П.Я. Чаадаев (1794-1856). В своих сочинениях «Философские письма» и «Апология сумасшедшего» он размышлял о месте России во всемирном историческом процессе. Признавая своеобразие российского исторического пути и его отличие от западного, Чаадаев в то же время указал на недопустимую изолированность России от остального цивилизованного мира. Перспективы ее общественного развития он связывал с приобщением к достижениям европейской цивилизации. При этом Чаадаев считал католицизм духовным фундаментом человеческого существования.
Славянофильство как общественно-политическое движение возникло в кружках московской дворянской интеллигенции. Его идеологами были А.С. Хомяков (1808-1856). К.С. Аксаков (1817-1860), И.В. Кириевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876).
Теория славянофильства состояла из следующих основных положений:
залог процветания России - православие, крестьянская община, соборность и самодержавие, ограниченное Земским собором;
Россия развивается ненасильственным путем, государство находится в гармонии с обществом, чего нет в раздираемой социальными конфликтами Западной Европе;
допетровская Русь с ее Земским собором - идеал государственного устройства России;
петровские реформы нанесли серьезный ущерб русским традициям и увели страну с ее самобытного эволюционного пути;
Россия призвана объединить всех славян (идея панславизма).
Славянофилы признавали необходимость отмены крепостного права, но оставляли помещику право собственности на землю и власти над общиной.
Второе либеральное течение России - западничество - представляли Т.Н. Грановский, (1813-1855), Б.Н. Чичерин (1818-1904), К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811-1869) и др.
Основные идеи западничества сводились к следующему:
Россия развивается по «западному», то есть капиталистическому пути;
в России необходимо отменить крепостное право и установить конституционную монархию;
развивать промышленность, торговлю, рыночные отношения, предпринимательство;
утвердить либеральные идеалы свободы личности, развивать образование, науку и технику, восприняв опыт и достижения Запада.
Таким образом, западники, как и славянофилы, стремились к превращению России в передовую державу мира, к демократизации ее общественного строя, однако они расходились во взглядах на пути и методы достижения своих целей.
Революционно-демократическое направление общественно-политической мысли в 1830-е - 1860-е гг. получает свое развитие в рамках тайных кружков и обществ. Участники этого ответвления отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.
Основателями революционно-демократического направления в российской общественно-политической мысли стали В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Взгляды некоторых из них сочетались со взглядами славянофилов и западников, либералов и народников. Общественный прогресс в России они связывали с народной революцией, а не с реформами правительства, заговорами и индивидуальным терроризмом.
В 1850-е гг. А.И.Герцен сформулировал теорию «русского крестьянского социализма» (или русского общинного социализма), основные положения которой сводились к следующему:
Россия должна двигаться от феодализма к социализму, минуя капитализм с его пороками:
переход к социализму необходимо осуществить путем радикальных реформ сверху под давлением общества, избежав разрушительного бесконтрольного народного бунта;
сельская община с ее коллективизмом и самоуправлением является ячейкой будущего социалистического общества, здесь и решается крестьянский вопрос;
введение гражданских свобод и демократического правления. Выдвинутая Герценом концепция «русского социализма»
в конечном счете сводилась к формуле: «Человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции - работник». Эта концепция станет впоследствии теоретической основой народничества - самого мощного социально-политического движения в России после отмены крепостного права.
Взгляды А.И. Герцена и В.Г. Белинского во многом разделяли петрашевцы - члены крупнейшего тайного кружка, основанного в 1845 г. М.В. Буташевичем-Петрашевским (1821-1866). На собраниях кружка бывали М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев и др.
Большинство петрашевцев были сторонниками утопического социализма. Деятельность кружка особенно активизировалась во время европейских революций 1848 г. Петрашевцы выпустили несколько сочинений революционно-агитационного характера. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен властями.
Деятельность петрашевцев способствовала распространению в России революционных идей и утопического социализма
- 1. Предмет, цели и задачи курса
- 2. Понятие «политическая партия». Классификация политических партий и политических систем
- 3. Появление политических партий в западной европе и сша
- 4. Появление политических партий в россии в начале XX в., особенности их формирования и развития
- 5. Формирование политических партий после Магифеста 17 октября.
- 6. Историография, источники, методы исследования истории общественных движений и политических партий
- 7. Движение декабристов. Основные программные документы декабристов - «русская правда» п.И. Пестеля и «конституция» н. М. Муравьева
- 8. Общественно-политическая мысль россии в 1830-е - 1850-е гг. Славянофилы и западники
- 9. Социальная сущность и доктрины народничества
- 10. Революционное народничество 1870-х - 1880-х гг. Народнические организации в беларуси
- 11. Расстановка политических сил в революции 1905-1907 гг.
- 12. Особенности зарождения и развития социал-демократии в россии
- 13. Г. В. Плеханов и группа «освобождение труда»
- 14. Образование рсдрп, ее программа и устав
- II съезд принял ленинскую редакцию устава партии, которая в условиях нелегальной работы строилась на основе жесткого централизма, в ущерб демократизму.
- 15. Большевизм и меньшевизм в рсдрп: причины размежевания
- 16. Партия социалистов-революционеров (пср), эсеры
- 17. Эсеровская программа общественного развития и судеб капитализма в россии
- 18. Эсеры в беларуси. Рабочая партия политического освобождения россии (рппор)
- 18. Эсеры в беларуси. Рабочая партия политического освобождения россии (рппор)
- 19. Возрождение партии эсеров после февральской революции 1917 г.
- 20. Партия левых социалистов-революционеров (плср). Блок плср с большевиками
- 21. Белорусская социалистическая грамада: оформление, социальный состав, программы
- 22. Расстановка политических сил в россии после февральской революции
- 23. Возобновление деятельности бсг после февральской революции 1917 г.
- 24. Белорусская партия социалистов-революционеров
- 25. Партия народной свободы (кадеты). Место кадетов в системе политических партий россии
- 26. Социальный состав партии кадетов, ее лидеры
- 27. Идеология и программа Партии народной свободы
- 28. Кадеты в государственной думе
- 29. Кадеты во Временном правительстве. Причины поражения
- 30. Партия народной свободы в условиях гражданской войны и эмиграции
- 31. Кадетские организации в беларуси
- 32. «Союз 17 октября». Оформление партии, социальный состав, лидеры
- 33. Программа партии октябристов
- 34. Фракция «союза 17 октября» в государственной думе
- 35. Дворянско-монархические партии и организации
- 36. Союз русского народа: оформление партии, социальный состав, лидеры
- 37. Программные установки монархических партий
- 38. Тактика монархических партий, причины их кризиса
- 39. Помещичье-монархические организации в беларуси
- 40. Анархизм в россии
- 42. Идейная борьба в руководстве вкп(б) вокруг темпов индустриализации и аграрной политики партии
- 43. Оппозиционные течения в вкп(б) в 1920-1930-х гг. И причины их поражения
- 44. Тоталитарная система власти и идеология сталинизма. Социальные и политические истоки тоталитаризма
- 45. Общественно-политическая жизнь в беларуси в конце 1920-х-1930-х гг. Формирование в республике командно-административной системы
- 46. Углубление экономического, социального и политического кризиса в ссср в 1970-1980-х гг.
- 47. Распад ссср. Провозглашение республики беларусь
- 48. Становление и развитие партийной системы в беларуси
- 49. Характеристика политических партии республики беларусь
- 50. Проблемы становления партийной системы в республике беларусь
- 5 Октября 1994 г. № 3266-xіі о политических партиях
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 создание и деятельность политических партий, союзов
- Глава 4 права и условия деятельности политических партий, союзов
- Глава 5 надзор за исполнением законодательства политическими партиями, союзами. Контроль за соответствием деятельности политических партий, союзов законодательству и их учредительным документам
- Глава 6 ответственность политических партий, союзов
- Глава 7 международные связи политических партий, союзов. Международные договоры