logo search
Политология -лекции-12-13

3. Основные политические идеологии

Основными идеологиями являются: либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм. Главными провозглашаемыми ценностями либерализма являются индивидуализм и свобода. Считается, что главное – это индивид, защита его неприкосновенности, развитие его возможностей, его жизненные шансы. Группы, организации, институты не самоцель, а средство для индивидуального развития.

Либерализм отражал при своем возникновении интересы верхушки «третьего сословия», зарождающегося класса буржуазии. Социальная база либерализма — это наиболее социально сильные члены общества, делающие ставку на собственные силы и не нуждающиеся в опеке со стороны государства.

На политико-правовом уровне либерализм выдвинул идеи правового государства (подчиненности его закону, исключение произвола властей), неотъемлемых прав человека, равенства всех членов общества перед законом, разделения властей.

В экономическом плане либерализм предполагает полную предпринимательскую свободу. Эта свобода основывается на частной собственности и выражается в конкуренции собственников (товара, средств производства, рабочей силы, капитала и т.п.).

Таковы основные принципы классического либерализма, нашедшие распространение и реализацию уже в XVII-XVIII веках. Но веком либерализма все же является XIX век, именно в этом веке обнаружились и ограниченность, и противоречивость постулатов либерализма.

Идеал общественной жизни, предложенный либерализмом, предполагал совпадение интересов индивида и общества, равную свободу для всех людей в их самоопределении. В действительности же все получилось иначе. Правового равенства оказалось недостаточно, чтобы обеспечить равную свободу. Правовое равенство в странах, вступивших на путь реализации принципов либерализма, сочеталось с экономическим неравенством, что приводило к неравенству жизненных шансов. Лица наемного труда попадали в зависимость от владельцев средств производства, от нанимателей. Провозглашенная либерализмом свобода для всех оказалось свободой лишь для немногих, для собственников, для класса буржуазии. Государство, дав равные права всем гражданам и устранившись от вмешательства в экономику, сделало слабых добычей сильных, оставив первых без защиты. Вместо просвещенного индивидуализма, «разумного эгоизма» на практике осуществлялся индивидуализм дикий: каждый действовал, исходя только из собственного интереса, не считаясь с интересами других людей и общества в целом. В жестокой конкуренции не было места для сантиментов и бескорыстной любви к ближнему. Стал явно виден элитарный, социал-дарвинистский характер первоначального, классического либерализма.

Социализм. С задачей преодолеть непоследовательность и противоречивость либерализма выступил социализм. Опираясь на принципы, уже сформулированные либерализмом, социализм поставил перед собой цель их реального воплощения: равная свобода для всех во всех (не только правовой) сферах деятельности.

Социализм явился реакцией на либеральный индивидуализм. Если либерализм основывается на принципе стихийной саморегуляции общественных связей, то социализм считает необходимой их корректировку, исходя из интересов общества в целом.

Социализм зародился как движение рабочего класса, в наибольшей мере способного к солидарным, коллективным действиям. Солидарность социально слабых явилась их оружием в борьбе против эгоизма социально сильных.

На сегодняшний день существует несколько отличных друг от друга трактовок понятия «социализм».

1. Социализм как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Подобное понимание социализма, основанное на марксистской теории общественно-экономических формаций, характерно для ортодоксальной марксистской философии и связанной с ней коммунистической идеологии.

2. Социализм как социально-экономический строй, существовавший ещё десятилетие назад в ряде стран Восточной Европы и Азии, сохранившийся до сих пор на Кубе, в Северной Корее и частично в Китае и Вьетнаме.

3. Социализм как процесс обобществления средств производства. Первоначально этот процесс мыслился как уничтожение частной собственности, ибо в частной собственности на средства производства виделся источник всех зол, нечто рождающее угнетение человека, его беззащитность перед стихией социальных сил и эгоизмом собственников. На сегодняшний день считается возможным осуществлять социализацию средств производства при сохранении частной собственности. Предполагается, что экономическая активность частных собственников должна находиться под контролем государства и работников конкретных предприятий, отраслей, общественных организаций. В данном случае частная собственность служит интересам всего общества и таким образом обобществляется, социализируется. Все это требует, однако, гражданской активности населения, неподкупности государственных служащих, высокого уровня развития демократии.

4. Ценностная концепция социализма. Социализм как идеал свободы, равенства, братства, счастья всех людей и процесс реализации этого идеала.

Принятие ценностной концепции социализма характерно для всех партий Социнтерна. В Социалистический интернационал входят почти все социалистические, социал-демократические, лейбористские партии мира, многие из них являются правящими партиями (в Великобритании, Швеции, Германии и других странах). В 2003 году в его рядах было 155 партий, представляющих 120 государств всех континентов1. В конце 70-х годов партии Социнтерна отказались от понятия «социалистическое общество», видя в социализме продолжающуюся задачу: социализм понимается как интернациональное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность.

В последние десятилетия наблюдался процесс постепенного перехода к ценностному видению социализма и в коммунистическом движении. Тем самым коммунистическое движение и коммунистическая идеология теряли свою специфику и саморастворялись в социалистическом движении и социалистической идеологии. Так, проект новой программы КПСС был выдержан вполне в духе социалистической идеологии и ценностного видения социализма, и лишь события августа 1991-го года помешали превращению КПСС в партию социалистической, социал-демократической направленности. Для КПРФ как правопреемницы КПСС характерно ценностное, социал-демократическое видение социализма.

Иногда социализм называют последовательным либерализмом. Это имеет смысл в том плане, что социализм, как и либерализм, ставит вопрос о свободе, но делает это более предметно, ищет конкретные, реальные пути освобождения: справедливость и солидарность – это, в конечном счете, лишь условия достижения свободы. Но социализм зародился как идеология рабочего класса, в настоящее время эта идеология ориентирована на всех лиц наемного труда, в то время как либерализм – это выражение интересов «верхней половины» общества, социально сильных. Это вносит свою специфику в понимание социализмом и либерализмом содержания и места свободы и других ценностей. Для социализма, в отличие от либерализма, в целях обеспечения свободы для всех членов общества, характерна ставка на социальную защищенность, на достижение большего равенства в распределении. Свобода в социалистической идеологии понимается, прежде всего, как позитивная свобода – «свобода для», в то время как либерализм делает акцент на негативной свободе – «свободе от».