Партии и заинтересованные группы
Анализ важнейших характеристик партий будет неполным, если не затронуть вопрос о разного рода группах и объединениях — тех базовых структурах, на которых основываются как сами партии, так и политические феномены в целом. В классической демократической теории почти ничего не говорится о группах. В центре ее внимания находятся отдельный индивид и государство. Реальное же положение таково, что государство имеет дело скорее с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая как ему голосовать, думает не столько об Иване, Петре, Сидоре, сколько о потребностях и интересах фермеров, рабочих, учителей. С точки зрения политической значимости группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительства, реализация действия по проталкиванию тех или иных интересов. Разумеется, не все группы имеют касательство к политике. Но вместе с тем очевидно, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе.
Здесь прежде всего речь идет о так называемых заинтересованных группах,под которыми, как правило, понимаются разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов, производителей той или иной продукции и др. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть и политических деятелей. Поэтому их часто называютгруппами давления.Если главная цель партий — завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления, как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику. Партия, как правило, включает людей с разнообразными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, кто преследует специфические для всех ее членов интересы и концентрирует свое внимание, главным образом, на одной или нескольких проблемах. Партия формулирует такие политические позиции, которые носят общий характер, и не делает ударение на какой-либо специфической проблеме. Поскольку кандидаты партии апеллируют к широкому спектру социальных сил, они должны стремиться избегать четких позиций по спорным вопросам. Если мнения избирателей резко расходятся, большинство кандидатов пытаются занять среднюю позицию, чтобы не оттолкнуть ту или иную значительную группу избирателей. В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам с целью создания базы для объединения разнородных социальных слоев в широкую коалицию, способную обеспечить победу на выборах, заинтересованные группы могут занимать четко очерченные позиции по специфическому и ограниченному кругу вопросов, объединяющих всех членов этих групп.
Например, американская «Нейшнел райфл ассоушиэйшн» состоит только из лиц, заинтересованных в неприятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия. Заинтересованные группы обеспечивают каналы как для эффективной конкуренции, так и для массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы. Они также предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике. С этой точки зрения организованные группы, которые вмешиваются в отношения между отдельным гражданином и государством, составляют предпосылку для демократической политики. Испытанным средством воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий является так называемое лоббирование.Это прием, с помощью которого заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты — люди высокой квалификации, во многих случаях хорошо знающие свое дело, способные доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы — естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между заинтересованными группами и политическими деятелями, выступают в качестве связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства. Особенно большим влиянием они пользуются в США. Некоторые авторы даже называют лоббизм «третьей палатой» законодательных учреждений и «интегральным элементом системы управления Америки».
В настоящее время в США существует множество ассоциаций, выступающих в качестве объединений заинтересованных групп, представляющих предпринимательские круги. Среди них наиболее крупными являются Торговая палата США (объединяет 27 тыс. штатных и местных палат, 200 тыс. компаний-членов и 13 тыс. предпринимательских ассоциаций) и Национальная ассоциация промышленников (в нее входят 75% всех промышленных компаний США). Национальная ассоциация малого бизнеса (500 тыс. компаний) и Национальная федерация независимого бизнеса (400 тыс. компаний). К наиболее крупным лоббистским организациям, пользующимся большим влиянием в Вашингтоне, относятся «Нэйшнел райфл ассоушиэйшн», «Нэйшнел эдьюкейшн ассоушиэйшн», «Американская федерация фермерских бюро», «Американская ассоциация адвокатов», Американский нефтяной институт, «Шоссейное лобби», «Военно-промышленное лобби», «Еврейское лобби» и т.д. Как признавал журнал «Форчун», финансово-промышленные круги Америки превратились в «самое эффективное лобби страны, отстаивающее своекорыстные интересы».
О характере и разнообразии подобных объединений в ФРГ дает представление перечень их названий: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей. Федеральное объединение германской промышленности, Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых. Немецкий спортивный союз и т.д. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений и организаций ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным в ФРГ насчитывается от 4 до 5 тыс. таких объединений. Аналогичное положение можно констатировать и в других индустриально развитых странах.
Наиболее активно к тактике лоббирования прибегают бизнес (как крупный, так средний и мелкий), их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, — всемерное воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом направлении проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные дружеские и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях, а также в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. В США это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве, вроде совещательного комитета по частному предпринимательству во внешней торговле или совещательного комитета промышленников при Министерстве обороны США. В настоящее время их насчитывается около 2 тыс.: политические организации бизнеса, как, например, Комитет бизнеса за сокращение налогов, Круглый стол бизнеса. Чрезвычайный комитет за развитие американской торговли и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса в тех или иных сферах общественно-политической жизни.
В отличие от США большинство групп давления в европейских странах тесно связаны с правительством. Нередко отдельные функции правительства делегируются им: например, установление цен, реорганизация тех или иных отраслей промышленности в соответствии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто имеет место прямая правительственная поддержка, например, в таких начинаниях, как совместное владение акциями правительства и частных лиц или организаций, поощрение правительством картелей и др. Правительство и политические партии часто совместными усилиями способствуют деятельности заинтересованных групп. Нередко случается, что профсоюзы и кооперативы первоначально либо организуются партиями, либо при необходимости партии оказывают им помощь. Такая практика ассоциации заинтересованных групп с правительством или партиями способствует укреплению как партийной лояльности, так и партийной дисциплины. Часто именно связь с заинтересованными группами позволяет укрепить партийную дисциплину, поскольку руководители тех или иных заинтересованных групп одновременно занимают влиятельные позиции в партийной иерархии. Так, правительство христианских демократов в Италии успешно держало в узде католические профсоюзы, а компартия — коммунистические профсоюзы.
В последние полтора-два десятилетия сдвиги в общественно-политической жизни способствовали определенным изменениям в отношениях между заинтересованными группами и политическими партиями. Так, ослабление партийной приверженности сопровождается тенденцией к повороту людей в сторону заинтересованных групп. Рост заинтересованных групп ускорился в такой степени, что некоторые политические наблюдатели высказывают серьезные опасения, как бы они не взяли на себя отдельные важные функции партий, в недалеком будущем не пришли бы на смену партиям. Подтверждая этот тезис, наиболее влиятельные заинтересованные группы создали собственные комитеты политического действия, роль которых в политической жизни все больше возрастает. В настоящее время число таких комитетов только в США перевалило за 4 тыс.
- Isbn 5-94010-022-8
- Оглавление
- Глава 8 политические партии 115
- Глава 1 основные вехи становления и развития политической науки
- Истоки политической науки
- Формирование основ политической науки
- Институционализация политической науки
- Две тенденции в развитии политической науки
- Политическая наука после Второй мировой войны
- Сравнительная политология
- Контрольные вопросы
- Глава 2 политология как самостоятельная научная дисциплина
- Предмет политической науки
- Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук
- Методология и методы политических исследований
- Контрольные вопросы
- Глава 3 гражданское общество: политологический аспект
- Истоки гражданского общества
- Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- Принцип разделения различных сфер общественной жизни
- Контрольные вопросы
- Глава 4 власть: сущностные характеристики
- Исторические корни власти
- Власть и монополия на законное насилие
- Основные параметры власти
- Контрольные вопросы
- Глава 5 государство: сущность и принципы организации
- Общая характеристика
- Территориальный императив
- Легитимность
- Суверенитет
- Национальное государство
- Абстрактность и анонимность власти и государства
- Правовое государство
- Контрольные вопросы
- Глава 6 политическая система
- Системный подход или политическая система?
- Основные характеристики политической системы
- Опыт типологизации политических систем
- Политические режимы
- Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Контрольные вопросы
- Снам 7 демократия: принципы, установки и ценности
- Понятие «демократия»: истоки и содержание
- Основные принципы и установки демократии
- Недостатки и достоинства демократии
- Конституционные основания демократии
- Либерально-демократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 8 политические партии
- Основные вехи формирования партий
- Идея и принцип представительства
- Роль и функции партий в политической системе
- Партии и заинтересованные группы
- Опыт типологизации политических партий
- Особенности межпартийной конкуренции
- Новейшие тенденции в эволюции партии
- О перспективах развития партийной системы в России
- Контрольные вопросы
- Глава 9 избирательные системы: механизмы и процедуры
- Избирательная кампания
- Основные типы избирательной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 10 демократия в незападном мире
- Феномен экспансии демократии
- Соотношение рыночной экономики и демократии
- Демократия как народовластие
- Совместима ли демократия с незападными культурами?
- О выживаемости и управляемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- Глава 11 политические системы диктаторского типа
- Типологизация диктаторские систем
- Тоталитарные режимы
- Аннигиляция традиции
- Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- Политический и идеологический монизм
- Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- Тоталитарный человек и государство
- Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- Контрольные вопросы
- Глава 12 политическая культура
- Возникновение конвенции политической культуры
- Что такое политическое сознание?
- Политическая социализация
- Составные элементы политической культуры
- Политическая символика
- Религиозный аспект политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Контрольные вопросы
- Глава 13 политическая этика
- Морально-нравственный аспект мира политического
- Политика между профессионализмом и моралью
- Антиномия между равенством и свободой
- Контрольные вопросы
- Глава 14 политическая философия: сущность и основные параметры
- Политическая теория
- Политическая идеология
- Что есть политическая философия?
- Онтология мира политического
- Контрольные вопросы
- Глава 15 основные течения идейно-политической мысли
- Либерализм
- Консерватизм
- Социал-демократизм
- Марксизм
- Контрольные вопросы
- Глава 16 средства массовой информации в политике
- Место и роль сми в политике
- Тенденции воздействия сми на общественное мнение
- Что такое «теледемократия»?
- Взаимоотношения сми и властных структур
- Сми в качестве инструмента «политического маркетинга»
- Сми и опросы общественного мнения
- «Театрализация» политического процесса
- Контрольные вопросы
- Приложение программа курса «политология»
- Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи
- Тема III. Власть и государство
- Тема IV. Политические системы и политические режимы
- Тема V. Демократии: принципы, установки и ценности
- Тема VI. Политические партии и избирательные системы
- Тема VII. Политические системы диктаторского типа
- Тема VIII. Политическая культура
- Тема IX. Политическая этика
- Тема X. Политическая философия
- Тема XI. Основные течения идейно-политической мысли
- Тема XII. Средства массовой информации в политике
- Литература