logo search
пп шпоры

10. Революционное народничество 1870-х - 1880-х гг. Народнические организации в беларуси

В 70-е гг. XIX в. преобладающее значение имело револю­ционное (или, как его называли, «действенное») народничес­тво. Его основатели были убеждены, что все социально-эко­номические и политические проблемы можно решить только революционным путем, а главной движущей силой революции будет крестьянство, руководимое народнической (революцион­ной) организацией.

В развитии народничества обозначались три направления с общей конечной целью борьбы - социализмом, признававшие необходимость революции для достижения этой цели:

пропагандистское (П.Л. Лавров);

анархистское (бунтарское) (М.А. Бакунин);

заговорщицкое (бланкистское) (П.Н. Ткачев).

Ядром социально-политической доктрины Лаврова, сложив­шейся под влиянием Герцена, были две взаимосвязанные идеи:

о социалистической природе русской крестьянской об­щины;

об особой роли интеллигенции в российском освободи­тельном движении как двигателе исторического прогресса.

История, по мнению Лаврова, двигается вперед не народны­ми массами, а критически мыслящими личностями, выходцами из рядов интеллигенции, которая стоит над классами. Лавров отстаивает общую для подавляющего большинства народников 1870-х гг. тактику политического переворота и революционно­го заговора.

Другим идеологом народничества был Бакунин (1814-1876). Его теоретические взгляды представляли собой смешение са­мых разнообразных идей: беспощадная критика западной бур­жуазной цивилизации уживалась с реформистскими проектами прудоновского характера, революционные лозунги освобожде­ния славянских народов с националистической панславянской фразеологией и т.д. Но определяющую роль в бакунизме играла анархистская доктрина. Бакунин исходит из того, что главный угнетатель человечества - государство, опирающееся на фик­цию бога. Религия - «коллективное сумасшествие», уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь - «род небесного кабака», в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде. Путь в «царство свободы», утверждал Бакунин, лежит через ликвидацию государства и исключение из жизни народа принципов власти. Все это должно заменяться суммой изоли­рованных мелких самоуправляющих единиц (общин). В пони­мании Бакунина люмпен-пролетарии, деклассированные слои трудящихся сами лучше знают, что им надо.

«Букунисты» и «лавристы» говорили, в сущности, на одном языке, принимая в качестве общей платформы лозунг движения в народ, в крестьянскую массу.

Третье направление в народническом движении 1870-х гг. бланкистское. Оно связано с именем П.Н. Ткачева (1844-1885). Он утверждал, что осуществление революции в России не представляет особых затруднений, поскольку государство яко­бы не имеет никаких корней в экономике страны. По его мне­нию, необходимым условием овеществления общественно-эко­номических и духовных идеалов социализма является захват политической власти группой хорошо организованных револю­ционеров («партией действия») посредством государственного заговора, предполагающего индивидуальный террор и дезорга­низацию существующего государства. Это была бланкистская (заговорщицкая) тактика, исходящая из неверия в силы и спо­собности народных масс.

Практическая деятельность народников 1870-1880-х гг. вы­разилась в создании подпольных организаций «Земля и воля» (1876-1879 гг.). «Народная воля» (1879-1882 гг.), «Черный пе­редел» (1879-1882 гг.) и др.

Закат народничества пришелся на 80-е гг. XIX в. (в связи с убийством императора Александра II).

Беларусь

Народничество как идеология и общественное движение за социальное равенство распространилось и среди передовой час­ти белорусской молодежи. Ее представители действовали в ос­новном в общероссийских народнических организациях «Земля и воля». «Черный передел». Члены этих организаций являлись руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве. Витебске, Гродно. Пинске и других городах Беларуси.

В 1884 г. группа «Гоман» выступила инициатором объедине­ния в общую организацию всех народнических кружков Бела­руси.

В нее входили белорусские студенты и учащиеся петер­бургских учебных заведений. Ими были выпущены два номера периодического издания «Гоман». Члены группы (А. Марченко, Н. Ратнес) признавали программу «Народной воли», однако считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия.

Они заявили о сущест­вовании белорусской нации, о ее праве на национальное само­определение. Гомоновцы призывали к созданию свободной от социального и национального угнетения России и видели ее как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учре­дительным собранием.