4. Особенности мирового политического процесса
В период существования СССР человечество было поделено на три части. Речь шла о трёх мирах: первый – мир развитого капитализма, куда относились все страны Запада. Второй – мир социализма. Лидером этого второго мира был Советский Союз, ядром которого являлась Россия. Третий мир – это развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых еще недавно были колониями стран первого мира. В основе деления человечества на три мира лежали идеологические признаки. В этих условиях СССР проводил самостоятельную независимую политику, которая в значительной мере состояла в противостоянии первому миру, миру идеологического противника, системе капитализма. Система социализма включала в себя около полутора десятка стран, в том числе такого гиганта как Китай, также ряд стран Восточной Европы (Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию, ГДР, Чехословакию). Среди других стран нужно назвать Кубу, Вьетнам, Северную Корею, Монголию. Система социализма производила примерно 1/3 мирового валового продукта. В политическом отношении мир был двухполюсным, страны третьего мира придерживались ориентации на один из двух полюсов: в третьем мире было около двух десятков стран социалистической ориентации. Взаимодействие этих двух полюсов определяло всю динамику международных отношений и протекание мирового политического процесса. Они взаимно уравновешивали и сдерживали друг друга, что придавало мировому политическому процессу стабильный предсказуемый характер.
В начале 90-х годов система социализма перестала существовать и конфигурация человечества существенно изменилась. Мир, по существу, стал однополюсным, когда единственным полюсом силы является объединившийся Запад – США и его союзники, другие индустриально развитые страны. Запад в своей политике не имел каких-либо существенных ограничителей, что позволяло ему действовать исходя только из собственных интересов, не считаясь с интересами других стран, исходя из своих представлений о мировом порядке. Так, Запад полагал возможным вмешиваться во внутренние дела других стран под предлогом защиты прав человека. Примером этого являлась позиция Запада по отношению действий России в Чечне. Потерял свое значение контроль мирового сообщества в лице ООН, что показали акции НАТО в Югославии, вторжение США в Ирак, что было сделано без одобрения со стороны ООН.
Переход к однополюсному миру привел к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях между странами и нестабильности в международных отношениях. Это связано не только с бесконтрольностью действий Запада, но и непредсказуемой реакцией населения других стран мира, которые раньше согласовывали свои действия с одним из двух полюсов политической силы.
Некоторые исследователи видят причину всплеска международного терроризма в том, что население бедных стран видит причину своих бедствий – отсталости, нищеты, отсутствия перспективы на достойную жизнь – в эгоизме богатых стран. Это вызывает у наиболее активной, склонной к экстремизму части населения бедных стран неадекватную реакцию в виде террористических актов. Поэтому искоренение терроризма предполагает не только разрушение баз терроризма, но и помощь богатых стран бедным, ликвидацию зон нищеты. Свою безопасность Запад может обеспечить только при учете интересов населения других стран. Военного насилия здесь недостаточно.
То, что Запад встречает сопротивление и во многих случаях не может достичь своих целей (ярким примером является ситуация в Ираке), говорит о том, что его возможности не безграничны, что модель однополюсного мира исчерпала свой потенциал. Мир нуждается и в других полюсах силы, которые созревают, и в ближайшее время будут сопоставимы по своему влиянию с ныне доминирующим полюсом, представленным Западом. Речь идет о Китае, Индии, да и о восстанавливающей свое влияние на мировую политику России. Можно согласиться с мнением, что США надорвались в роли единственного гегемона силы и что они нуждаются в помощи, в том числе и со стороны России. При этом Россия не должна безоглядно бросаться на ее призыв о помощи. Она должна действовать, исходя из своих интересов (Быков П. От империи к глобальному кондоминиуму // Эксперт . – 2006 . – № 43. – С.48-54.) Существенно подорвал авторитет США и экономический кризис начавшийся во второй половине 2008 г., причиной которого была безответственная эгоистическая политика США.
Пока же система международных отношений построена в интересах Запада, что позволяет богатым странам использовать природные, финансовые, людские и др. ресурсы бедных стран в своих собственных интересах, нанося ущерб бедным странам. По данным ООН, в 90-х гг. богатые страны потребляли непропорционально большую часть мировых ресурсов: около 70% мировой электроэнергии и металлов, 60% продовольствия. С 1960 по 1989 гг. богатые страны с 20% населения планеты увеличили свою долю в мировом ВНП с 70,2% до 82,75. А самые бедные страны с 20% населения снизили свою долю с 2,3% до 1,45%. И этот разрыв не уменьшается. Свои экономические интересы Запад защищает в политических акциях, навязывая свою волю остальной части планеты. Подобный диктат силы вызывает протест других стран. Россия также выступает против однополюсного устройства мира, отстаивая идею его многополюсного устройства. С этой целью она активно взаимодействует с такими влиятельными странами незападного мира, как Китай и Индия.
Важной проблемой в мировой политике остается проблема разоружения, несмотря на то, что противостояние двух ядерных сверхдержав – СССР и США – ушло в прошлое. Россия, как и большинство стран мира, выступает за нераспространение ядерного оружия и сокращение его имеющихся запасов, поэтому руководство страны не одобрило выход США из договора ПРО (противоракетная оборона), справедливо полагая, что это вызовет у других стран стремление к наращиванию ядерных запасов. Для России попытки США укрепить свою противоракетную оборону не представляют опасности, ибо у России достаточный ракетный потенциал, чтобы прорвать любую систему противоракетной обороны.
Политическое руководство России не считает сейчас возможным отказаться от ядерного оружия. В условиях экономического спада у России уменьшились возможности поддерживать обычные вооруженные силы. Сейчас расходы на армию примерно в 5 раз меньше, нежели в советский период. Военный бюджет России более чем в 20 раз меньше бюджета США. В расчете на одного военнослужащего в России тратится средств в 50 раз меньше чем в США – это касается и вооружения и вещевого довольствия, условий проживания, зарплаты и т.п. Если расходы США на одного военнослужащего составляют 190 тыс. долларов, Великобритании 170 тыс., Турции 12,7 тыс., то в России лишь 3,8 тыс. долларов. В нынешних вооруженных силах России – устаревшая техника и недостаточно обученный контингент. Армия не в состоянии решать сколько-нибудь масштабные задачи. На западном направлении у России в 10 раз меньше развернутых дивизий, чем у блока НАТО. На Дальнем Востоке соотношение еще более неблагоприятное. В этих условиях ядерный щит России, созданный в советский период, единственно реальный заслон от угрозы внешнего нападения.
В целом разоружение, сокращение военных расходов способствовало бы решению многих острых проблем. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше средств, чем на образование одного ребенка. На военные нужды ежегодно тратится примерно десятая часть ценнейших видов используемого сырья, более 5% потребляемой нефти, около 1,5 триллиона долл. США. Рост военных расходов разоряет человечество. ЗаЗа последнее десятилетие затраты мирового сообщества в военной сфере выросли на 45% и составляют 2,4% мирового ВВП. Особо велико бремя военных расходов для развивающихся стран, где они растут в два раза быстрее, чем экономика этих стран. Доля военных расходов в ВВП африканских государств колеблется в интервале от 5 до 44 процентов, тогда как в Европе не превосходит 2,3 процента1. Это становится непреодолимым препятствием на пути развития этих стран, преодоления отставания от индустриально развитых стран. Однако реальное разоружение возможно лишь в том случае, когда будет в значительной мере уменьшена угроза внешней агрессии. Это требует создание атмосферы взаимного доверия между странами, что является целью мирового сообщества.
При этом ведущие страны мира расходы на военные нужды не снижают. Лидером являются США, где подобные расходы составили в 2008 г. 607 млрд. долларов – 41% от мировых затрат. За США следует Китай, выделивший в 2008 г. на оборону 84,9 млрд долларов, что составляет 6% от общемировых затрат. Россия также как и Китай утроила за последнее десятилетие военные расходы. По ним с 58,6 млрд. долларов она находится на пятом месте в мире ( 4% от общемировых затрат). 2 июня 2010 года Стокгольмский международный институт исследования мира (SIPRI) обнародовал отчет, согласно которому военные расходы России в прошлом году составили 53 миллиарда долларов. По этому показателю Россия оказалась на пятом месте в мире после США, Китая, Франции и Великобритании. США и Россия в 2004-2008 годах оставались крупнейшими мировыми экспортерами вооружений, занимая на рынке 31% и 25% соответственно.
- Политология Курс лекций Белгород 2012
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет политологии План
- 1. Объект и предмет политологии
- Структура политологии
- Функции политологии
- 4. Парадигмы и методы политологии
- 5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
- 6. Политическое образование в России: история и современность
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 2. История политических учений План
- Политические идеи в период античности.
- Политические идеи в период античности
- Политическая мысль Средневековья
- Политические концепции хv – XIX вв.
- Становление политологии как самостоятельной науки
- Современные политологические школы
- История развития политических идей в России
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 3. Политика и политическая власть План
- Происхождение и сущность политики
- Структура и функции политики
- Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
- Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
- 3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура
- 4. Легитимность политической власти
- 5. Экономика и политика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 4. Политические системы и политические режимы План
- 1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции
- 2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
- 2. Типы политических систем
- 3. Политические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Централизованное управление экономикой.
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 5. Субъекты и объекты политики План
- Понятие субъекта и объекта политики
- Личность как первичный субъект политики, политическая социализация личности
- Политические лидеры
- Политическая элита и ее роль в политической жизни
- Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 6. Государство и гражданское общество
- Государство, его сущность и место в политической системе
- Происхождение государства и его исторические типы
- Формы государства
- Форму правления;
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
- 4. Функции государства, механизм их реализации
- Участие в решении глобальных проблем и др.
- 5. Проблемы разделения власти
- Особенности современного российского государства
- 7. Правовое государство и гражданское общество
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 7. Политические организации и движения План
- 1. Социальные организации и их роль в обществе
- 2. Политическая партия и ее роль в обществе
- Классификация политических партий
- Партийные системы
- Место и роль общественных организаций в политических системах
- Социальные движения в политической жизни общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 8. Политическое сознание
- Политическое сознание: понятие и структура
- 2. Политическая психология и идеология
- 3. Основные политические идеологии
- Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 9. Политическая культура
- Политическая культура, её структура и функции
- Политические символы России и Белгородской области
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры российского общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 10. Политическое участие План
- Политическое участие и его виды
- 2. Выборы и электоральные системы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 11. Политическое развитие и политические процессы План
- Политическое развитие и политическая модернизация
- 2.Политический процесс и его формы
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 12. Политические конфликты
- 1. Политические конфликты и их типология
- Пути разрешения политических конфликтов
- 3. Политические конфликты и развитие общества
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения
- Международные отношения и внешняя политика
- 2. Международные организации
- 3. Геополитика
- 4. Особенности мирового политического процесса
- Национальные интересы современной России и внешняя политика
- Проблема политических прав и свобод в современном мире
- Современные глобальные проблемы и международные отношения
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Прикладная политология План
- Прикладная политология: ее задачи и методы
- Политические технологии, политический маркетинг
- Политический менеджмент
- Политическая экспертиза: политические аналитика и прогностика
- Литература (основная)
- Литература (дополнительная)
- Темы докладов и рефератов
- Заключение
- Текст государственного гимна российской федерации (слова с.В. Михалкова)
- Могучая воля, великая слава –
- Утверждён указом Президента Российской Федерации