Политическая мысль античного мира
Античность - в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.
Античная мысль носила целостный, едва ли поддающийся расчленению характер. Политика, этика, эстетика, право и т. д. - все это входило в общий комплекс философии ("любви к мудрости").
В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: общественное разделение труда создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано и самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни. Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный божественный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию.
Государство:
Ключевой политической идеей Платона стала идея государства - идеального, которое еще предстояло построить. На земле такого нет, образец следует искать на небе: «Никогда ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу». Идеальное государство мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Как раз справедливости Платон придает особое значение, она состоит в следующем: Каждый человек должен заниматься чем-то одним из того, что требуется государству и чему он по своим природным задаткам наиболее способен: «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость».
Идеальное государство должно быть сугубо элитарным: оно справедливо потому, что в нем «лучшее правит худшим». Самой природой обусловлено, что в очень малом числе встречаются люди, способные управлять. Вместе с тем нельзя не учитывать и "неизбежной порочности большинства". Отсюда жесткая иерархическая структура: на вершине ее немногие правители, затем стражи - защитники государства и, наконец, земледельцы, ремесленники, торговцы, те, кто обеспечивает материальную сторону жизнедеятельности идеального государства. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. По предложенному Платоном сравнению, каждый из этих трех элементов соответствует золоту, серебру, а также меди или железу. Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей.
Платон наиболее принципиальное значение придает сплоченности правящих классов. Самое большое благо - это то, "что связует государство и способствует его единству". Таким образом, идея государства еще теснее увязывается с другой основополагающей платоновской идеей - идеей блага.
Главная причина порчи нравов и раздоров - собственнические интересы. Поэтому у стражей (а из них выходят и правители) не должно быть никакого имущества. Более того, среди них должен господствовать принцип общности жен и детей. В центре внимания Платона были и проблемы селекции и воспитания стражей. Испытуемые через определенные сроки должны проходить строжайшую проверку. Те, кто ее не выдерживает, вынуждены опускаться в ряды "третьего" сословия. У лучших его представителей как будто бы есть шанс подняться наверх, в сословие стражей. Но у Платона по этому поводу содержатся противоречивые суждения. В одном случае признается правомерность перевода в стражи "значительных людей" из низшего сословия. Но в другом месте попытки ремесленников и торговцев прорваться в сословие стражей расцениваются как смертельная угроза для государства. Так что о "циркуляции" между сословиями говорить не приходится. Стражи скорее напоминают замкнутую касту.
Правитель:
Идеальными правителями в идеальном государстве, по мысли Платона, должны быть "любители мудрости", философы. Свойство философской души - охват мыслью всего времени и бытия. Именно философская натура родственна наивысшему благу. Из дара познавать истину вытекает и способность отличать добро от зла. Идея же блага - "вот самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального". Благо-понимание хорошего. Способность к этому имеет божественное происхождение. Ею наделены немногие избранные; совершенный философ "редко рождается среди людей - только как исключение". Никто, кроме философа, не в состоянии постичь и божественный образец государства, без чего нельзя строить идеальное государство на земле. Философ выступает в роли воспитателя. При этом будущий правитель-философ не рвется к власти, его должны призвать.
Типология власти:
Всего в типологии Платона пять видов государств и соответственно столько же видов душевного склада. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип человека. Государство и человек взаимно формируют друг друга.
!Правильный тип государства:
- Политология как наука. Современное состояние политологии в России.
- Политика как polity, policy и politics
- Вариант
- 2. Вариант (Мухаев)
- Место политологии в системе наук об обществе. Структура политической науки.
- Методы политических исследований. Типология методов, особенности применения.
- Место сравнительной политологии в системе политических наук. Этапы развития сравнительной политологии.
- Сравнительные методы в политических исследованиях.
- Объекты и предмет политической регионалистики.
- Школы и направления региональных политических исследований.
- Концепции политической власти.
- Основные теории политической системы. Характеристика политической системы современной России.
- Политическое сознание: понятие, структура, типы.
- Политическая идеология: сущность, характеристики, основные современные разновидности. Политико-идеологический спектр современной России.
- Основные теории государства: сущность, функции, происхождение
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Теории гражданского общества. Проблемы становления и функционирования гражданского общества в современной России
- Теории групп интересов. Роль и место групп интересов в политической системе современной России
- Теории национализма. Национализм в современной России
- Теории политических партий. Особенности современных российских политических партий
- Особенности современных российских политических партий
- Теория партийных систем. Становление российской партийной системы
- Становление российской партийной системы
- Избирательные системы: понятие, типы.
- Электоральная инженерия и политические процессы в России в 1990-2000-е гг.: федеральный и региональный уровни.
- Федерализм: теория и практика. Проблемы федерализма в современной России.
- Регионализм: сущность понятия, основные подходы к изучению. Регионализм и регионализация.
- Региональные политические элиты: структура, функции, механизмы воспроизводства.
- Национальный принцип
- 1 Группа влияния.
- Политическое представительство и парламентаризм. Институциональная структура современных парламентов
- Президентская, парламентская и смешанная модели организации публичной власти в современных политических системах. Порядок формирования правительства
- Теории политических коалиций и современная российская политическая практика
- Теории бюрократии. Государственная служба в современной России
- Теории местного самоуправления. Органы местного самоуправления в современной России
- Политический режим: понятие, типы. Характеристика политического режима современной России.
- Понятие регионального политического режима. Типы региональных политических режимов в современной России.
- Основные концепции тоталитаризма. Разновидности тоталитарных диктатур. Система организации власти при тоталитаризме.
- Авторитарные политические режимы: исторические формы.
- Классические и современные теории демократии.
- Модели демократии в сравнительно-политическом анализе
- Теории демократического транзита в сравнительном политическом анализе.
- Понятие и структура политического процесса. Политическое участие в условиях диктатуры и демократии.
- Политические конфликты. Трактовки роли конфликтов в условиях демократии.
- Политическая мысль античного мира
- 1. Монархия или аристократическое правление
- 3. Олигархический
- 4. Демократия
- 5. Тирания
- Основные черты политической мысли средневековья
- Н.Макиавелли и его вклад в историю политической мысли
- Теории общественного договора
- Зарождение консервативной политической мысли
- Марксистская политическая мысль.
- Теории элит
- М.Вебер и его место в истории политической мысли
- Социально-политические идеи современной социал-демократии
- Развитие либеральной политической мысли в хх в. Изменения в идейном содержании либерализма и консерватизма
- Теории интеграции и глобализации
- Неоконсерватизм. «Консервативная волна» и ее воздействие на политическую мысль
- Теории политической культуры
- Российская политическая культура.
- Понятие политических институтов. Основные направления институциональных исследований в современной политической науке.
- Понятие и механизмы политической легитимации. Политические мифы и символы. Политический дискурс.
- Основные школы и концепции политической психологии в системе политических наук.
- Теоретические подходы к проблеме политического лидерства. Типы лидерства. Лидер и масса.
- Теоретические подходы к анализу соотношения политики и морали. Исторические формы политической этики. Бернхард Сутор «Малая политическая этика» [b. Sutor, Kleine Politische Ethik]
- Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.
- Политическая проблема и политическая ситуация.
- Теории электорального поведения. Особенности электорального поведения в современной России.
- Принятие политических решений: теория политико-управленческого цикла
- Теории политических коммуникаций. Политические коммуникации в современной России.
- Понятие, особенности и функции политической коммуникации. Публичная и символическая природа политической коммуникации
- Способы организации политической коммуникации в исторической ретроспективе
- Коллективное политическое действие. Политические организации, политические движения.
- Теории политических изменений. Политические революции.
- Политическая социализация и политическая идентичность
- 1)Психоаналитическая концепция з. Фрейда
- Прикладные аспекты политической психологии
- Идеология феминизма: место в современном политико-идеологическом спектре, основные направления и разновидности.