logo
еще раз ответы

Политическая мысль античного мира

Античность - в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Античная мысль носила целостный, едва ли поддающийся расчленению характер. Политика, этика, эстетика, право и т. д. - все это входило в общий комплекс философии ("любви к мудрости").

В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: общественное разделение труда создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано и самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни. Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.

Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный божественный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию.

Государство:

Ключевой политической идеей Платона стала идея государства - идеального, которое еще предстояло построить. На земле такого нет, образец следует искать на небе: «Никогда ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу». Идеальное государство мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Как раз справедливости Платон придает особое значение, она состоит в следующем: Каждый человек должен заниматься чем-то одним из того, что требуется государству и чему он по своим природным задаткам наиболее способен: «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость».

Идеальное государство должно быть сугубо элитарным: оно справедливо потому, что в нем «лучшее правит худшим». Самой природой обусловлено, что в очень малом числе встречаются люди, способные управлять. Вместе с тем нельзя не учитывать и "неизбежной порочности большинства". Отсюда жесткая иерархическая структура: на вершине ее немногие правители, затем стражи - защитники государства и, наконец, земледельцы, ремесленники, торговцы, те, кто обеспечивает материальную сторону жизнедеятельности идеального государства. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. По предложенному Платоном сравнению, каждый из этих трех элементов соответствует золоту, серебру, а также меди или железу. Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей.

Платон наиболее принципиальное значение придает сплоченности правящих классов. Самое большое благо - это то, "что связует государство и способствует его единству". Таким образом, идея государства еще теснее увязывается с другой основополагающей платоновской идеей - идеей блага.

Главная причина порчи нравов и раздоров - собственнические интересы. Поэтому у стражей (а из них выходят и правители) не должно быть никакого имущества. Более того, среди них должен господствовать принцип общности жен и детей. В центре внимания Платона были и проблемы селекции и воспитания стражей. Испытуемые через определенные сроки должны проходить строжайшую проверку. Те, кто ее не выдерживает, вынуждены опускаться в ряды "третьего" сословия. У лучших его представителей как будто бы есть шанс подняться наверх, в сословие стражей. Но у Платона по этому поводу содержатся противоречивые суждения. В одном случае признается правомерность перевода в стражи "значительных людей" из низшего сословия. Но в другом месте попытки ремесленников и торговцев прорваться в сословие стражей расцениваются как смертельная угроза для государства. Так что о "циркуляции" между сословиями говорить не приходится. Стражи скорее напоминают замкнутую касту.

Правитель:

Идеальными правителями в идеальном государстве, по мысли Платона, должны быть "любители мудрости", философы. Свойство философской души - охват мыслью всего времени и бытия. Именно философская натура родственна наивысшему благу. Из дара познавать истину вытекает и способность отличать добро от зла. Идея же блага - "вот самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального". Благо-понимание хорошего. Способность к этому имеет божественное происхождение. Ею наделены немногие избранные; совершенный философ "редко рождается среди людей - только как исключение". Никто, кроме философа, не в состоянии постичь и божественный образец государства, без чего нельзя строить идеальное государство на земле. Философ выступает в роли воспитателя. При этом будущий правитель-философ не рвется к власти, его должны призвать.

Типология власти:

Всего в типологии Платона пять видов государств и соответственно столько же видов душевного склада. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип человека. Государство и человек взаимно формируют друг друга.

!Правильный тип государства: