Понятие и механизмы политической легитимации. Политические мифы и символы. Политический дискурс.
1. М. Вебер: в его трактовке легитимация тождественна понятию “признание” или “зна-чимость”, и связана с понятием “господство” (“это шанс на повиновение определенному прика-зу”; типы господства: традиционное, легальное, харизматическое).
Она включает в себя психологические, правовые и мифологические элементы. Этим ле-гитимность отличается от легальности, имеющей правовое содержание.
2. П. Бурдье: легитимация социального порядка не является результатом сознательно направленного действия пропаганды или символического внушения; она исходит из того, что “агенты применяют к объективным структурам социального мира структуры восприятия и оцени-вания, произошедшие от этих объективных структур, и потому существует тенденция восприни-мать социальный мир как должное”. (См. ответ на вопрос № 8 – “Социологическая модель власти Бурдье”).
Типы господства: личное и институциональное.
3. Бергер и Лукман: легитимация – это смысловая объективация “второго порядка”. Она создаёт новые значения, служащие для интеграции тех значений, которые уже свойственны раз-личным институциональным процессам.
Функция легитимации заключается в том, чтобы сделать объективно доступными и субъек-тивно вероятными уже институционализированные объективации “первого порядка”.
Интеграция, значит и проблема субъективной вероятности, имеют отношение к двум уровням: институциональный порядок должен иметь смысл для всех участников различных институциональных процессов.
В этом случае проблема вероятности связана с субъективным признанием общего смысла, кото-рый не касается преобладающих в той или иной ситуации институционализированных мотивов.
Это “горизонтальный” уровень интеграции и вероятности, связывающий институцио-нальный порядок с несколькими индивидами, которые участвуют в нём и играют определённые роли, или с несколькими частичными институциональными процессами, в которых один и тот же индивид может участвовать в любой момент.
жизнь индивида, последовательно проходящего различные ступени институцио-нального порядка, должна быть субъективно осмысленной.
Речь идёт о том, что индивидуальная биография, с её последовательными институционально пре-допределёнными стадиями, должна быть наделена смыслом, придающим субъективную значи-мость всей этой биографии.
Это “вертикальный” уровень, который включает жизненное пространство отдельных ин-дивидов.
Проблема легитимации возникает, когда объективации институционального порядка необ-ходимо передавать новому поколению. Единство истории и биографии прерывается. Для того чтобы восстановить и сделать понятными оба его аспекта, необходимы объяснения и оправдания элементов институциональной традиции.
!Таким образом, легитимация “объясняет и оправдывает” институциональный поря-док, придавая когнитивную обоснованность и нормативный характер его практическим им-перативам.
Аналитически можно разделить легитимацию на уровни:
1) Дотеоретический: легитимация появляется, когда начинают передавать следующим поколениям систему лингвистических объективаций человеческого опыта;
2) “Теория в зачатке”: содержит теоретические утверждения в некой форме. В этом слу-чае можно обнаружить разные объяснительные схемы относительного ряда объективных значений. Схемы непосредственно связаны с конкретными действиями;
3) “Явных теорий”: посредством “явных теорий” институциональный сектор легитимиру-ется в терминах дифференцированной системы знания. Такие легитимации предусматривают хо-рошо понятные системы отсчёта для соответствующих секторов институционализированного по-ведения. Из-за сложности они поручаются специальному персоналу, который передаёт их с помощью формализованных процедур посвящения;
4) Символические универсумы. Это система теоретической традиции, которая впитала различные области значений и включила институциональный порядок во всей его символической целостности. Теперь легитимация осуществляется посредством символических совокупностей, которые не могут быть восприняты в повседневной жизни.
На этом уровне легитимации мысленная интеграция разрозненных институциональных процессов достигает своего предельного осуществления. Иными словами, институциональные роли становятся способом участия в универсуме, включающий институциональный порядок, и выходящий за его пределы.
4. Ж. - Ф. Лиотар: легитимация – это процесс, посредством которого законодатель, имеющий дело с определённым дискурсом, наделяется полномочиями устанавливать некие усло-вия, определяющие порядок включения любого утверждения в данный дискурс для рассмотрения его общественностью.
Механизмы политической легитимации: мифология, религия, идеология.
Концептуальные механизмы поддержания символических универсумов (матрица всех со-циально объективированных и субъективно реальных значений: целое историческое общество и целая индивидуальная биография рассматриваются как явления, происходящие в рамках этого универсума) всегда содержат систематизацию когнитивных и нормативных легитимаций, уже су-ществующих в обществе в наив-ной форме и которые превращаются в рассматриваемые символи-ческие универсумы.
Иными словами, материал, из которого конструируются легитимации, поддерживающие универсумы, представляют собой развитие легитимаций нескольких институтов, разработанных и усовершенствованных на более высоком уровне теоретической интеграции.
П. Бергер, Т. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
- Мифология как концептуальный механизм ближе всего стоит к наивному уровню симво-лического универсума, на котором меньше всего ощутима необходимость теоретического поддер-жания универсума. Данный универсум просто полагается как объективная реальность.
Коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей.
- Религия выполняет функцию поддержки и оправдания ценностей общества, которые включаются в политическое поведение в качестве установок отношения к законам и власти.
- Идеология – система взаимосвязанных идей, которые обосновываются.
Политический миф
Эрнст Кассирер:
мифология - способ моделирования окружающего мира.
миф - и целостное представление о реальности, и часть мифологии. Инструмент манипуляции.
политическая мифология не отражает реальность и не стремится её объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением масс людей; оперирует образами.
Мирча Элиаде:
миф - сакральное повествование, в основе - набор архетипов, выражен в форме ритуала.
Ролан Барт:
мифология – наука, изучающая некие высказывания (речевые произведения или дискурс); является частью другой науки о знаках, или семиологии.
В семиологической системе есть означающее, означаемое и знак, который представляет собой результат ассоциации первых двух элементов.
миф - особая система, которая заключается в том, что он создаётся на основе неко-торой последовательности знаков, существующей до него; миф является вторичной семиологической системой.
Бергер и Лукман:
мифология - и инструмент легитимации практик, и концепция, “под которой понимают проникновение священных сил в реальный мир ” (см. ранее).
Политический миф включает в свою структуру:
1) архетип какой-либо опытной ситуации, связанной с осуществлением мер социального регулирования и принуждения (“если.., то...”);
2) содержание конкретного опыта, эмпирически полученного в ситуациях, объединенных данным архетипом;
3) систему иносказательных образов, функциональная символика которых соотносит “же-лаемое” с “должным”, т. е. со сложившимся архетипом.
Политический символ является средством интеграции и мобилизации человеческих масс, ле-гитимации политической власти.
Дискурсивные символы - это языковые знаки, с помощью которых мы производим значение и смысл.
Презентативные символы функционируют как картины-образы.
Важная составляющая легитимации – это символизация (дискурсивная концепция легити-мации).
Поцелуев рассматривает такую сторону легитимации как производство символической по-литики. Под символической политикой он понимает особый род политической коммуникации, направленной на внушение устойчивых смыслов посредством инсценирования визуальных эф-фектов - это действие, выступающее как символ (при этом символическая политика использует эстетические возможности символа и выступает одной из форм эстетизации политического; объектом воздействия эстетической информации являются ценности, или значения, из которых состоят убеждения людей).
Семантическая политика - это оперирование символами в сфере политического языка с целью манипуляции общественным сознанием (особую роль играют политические метафоры).
Мейер различает три типа символической политики:
- “сверху” (инсценирование властью своих действий, например некие акции, идеологичес-кие символы, конструирование личности);
- “снизу” (символические акции протеста, как средство привлечения общественного вни-мания);
- “снизу и сверху” (производимые властью мифы, ритуалы, которые поддерживаются масс-сами).
Политический дискурс –
Дискурс - текст в его становлении перед мысленным взором интерпретатора.
Он состоит из предложений или их фрагментов, а содержание концентрируется вокруг некоторого “опорного” концепта, называемого “топиком дискурса”, или “дискурсным топи-ком”.
Логическое содержание отдельных предложений – компонентов дискурса – называется пропозициями; эти пропозиции связаны между собой логическими отношениями (конъюнкции, дизъюнкции, “если – то” и т. п.). Понимая дискурс, интерпретатор компонует элементарные про-позиции в общее значение, помещая новую информацию, содержащуюся в очередном интерпре-тируемом предложении, в рамки уже полученной промежуточной, или предварительной интер-претации, то есть:
– устанавливает различные связи внутри текста – анафорические, семантические (типа синони-мических и антонимических), референциальные (отнесение имен и описаний к объектам реаль-ного или ментального мира) отношения, функциональную перспективу (тему высказывания и то, что о ней говорится) и т.п.;
– “погружает” новую информацию в тему дискурса.
Общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы внушить ад-ресатам – гражданам сообщества – необходимость “политически правильных” действий и/или оценок. Иными словами, цель политического дискурса – не описать (то есть, не референция), а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию
- Политология как наука. Современное состояние политологии в России.
- Политика как polity, policy и politics
- Вариант
- 2. Вариант (Мухаев)
- Место политологии в системе наук об обществе. Структура политической науки.
- Методы политических исследований. Типология методов, особенности применения.
- Место сравнительной политологии в системе политических наук. Этапы развития сравнительной политологии.
- Сравнительные методы в политических исследованиях.
- Объекты и предмет политической регионалистики.
- Школы и направления региональных политических исследований.
- Концепции политической власти.
- Основные теории политической системы. Характеристика политической системы современной России.
- Политическое сознание: понятие, структура, типы.
- Политическая идеология: сущность, характеристики, основные современные разновидности. Политико-идеологический спектр современной России.
- Основные теории государства: сущность, функции, происхождение
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Теории гражданского общества. Проблемы становления и функционирования гражданского общества в современной России
- Теории групп интересов. Роль и место групп интересов в политической системе современной России
- Теории национализма. Национализм в современной России
- Теории политических партий. Особенности современных российских политических партий
- Особенности современных российских политических партий
- Теория партийных систем. Становление российской партийной системы
- Становление российской партийной системы
- Избирательные системы: понятие, типы.
- Электоральная инженерия и политические процессы в России в 1990-2000-е гг.: федеральный и региональный уровни.
- Федерализм: теория и практика. Проблемы федерализма в современной России.
- Регионализм: сущность понятия, основные подходы к изучению. Регионализм и регионализация.
- Региональные политические элиты: структура, функции, механизмы воспроизводства.
- Национальный принцип
- 1 Группа влияния.
- Политическое представительство и парламентаризм. Институциональная структура современных парламентов
- Президентская, парламентская и смешанная модели организации публичной власти в современных политических системах. Порядок формирования правительства
- Теории политических коалиций и современная российская политическая практика
- Теории бюрократии. Государственная служба в современной России
- Теории местного самоуправления. Органы местного самоуправления в современной России
- Политический режим: понятие, типы. Характеристика политического режима современной России.
- Понятие регионального политического режима. Типы региональных политических режимов в современной России.
- Основные концепции тоталитаризма. Разновидности тоталитарных диктатур. Система организации власти при тоталитаризме.
- Авторитарные политические режимы: исторические формы.
- Классические и современные теории демократии.
- Модели демократии в сравнительно-политическом анализе
- Теории демократического транзита в сравнительном политическом анализе.
- Понятие и структура политического процесса. Политическое участие в условиях диктатуры и демократии.
- Политические конфликты. Трактовки роли конфликтов в условиях демократии.
- Политическая мысль античного мира
- 1. Монархия или аристократическое правление
- 3. Олигархический
- 4. Демократия
- 5. Тирания
- Основные черты политической мысли средневековья
- Н.Макиавелли и его вклад в историю политической мысли
- Теории общественного договора
- Зарождение консервативной политической мысли
- Марксистская политическая мысль.
- Теории элит
- М.Вебер и его место в истории политической мысли
- Социально-политические идеи современной социал-демократии
- Развитие либеральной политической мысли в хх в. Изменения в идейном содержании либерализма и консерватизма
- Теории интеграции и глобализации
- Неоконсерватизм. «Консервативная волна» и ее воздействие на политическую мысль
- Теории политической культуры
- Российская политическая культура.
- Понятие политических институтов. Основные направления институциональных исследований в современной политической науке.
- Понятие и механизмы политической легитимации. Политические мифы и символы. Политический дискурс.
- Основные школы и концепции политической психологии в системе политических наук.
- Теоретические подходы к проблеме политического лидерства. Типы лидерства. Лидер и масса.
- Теоретические подходы к анализу соотношения политики и морали. Исторические формы политической этики. Бернхард Сутор «Малая политическая этика» [b. Sutor, Kleine Politische Ethik]
- Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.
- Политическая проблема и политическая ситуация.
- Теории электорального поведения. Особенности электорального поведения в современной России.
- Принятие политических решений: теория политико-управленческого цикла
- Теории политических коммуникаций. Политические коммуникации в современной России.
- Понятие, особенности и функции политической коммуникации. Публичная и символическая природа политической коммуникации
- Способы организации политической коммуникации в исторической ретроспективе
- Коллективное политическое действие. Политические организации, политические движения.
- Теории политических изменений. Политические революции.
- Политическая социализация и политическая идентичность
- 1)Психоаналитическая концепция з. Фрейда
- Прикладные аспекты политической психологии
- Идеология феминизма: место в современном политико-идеологическом спектре, основные направления и разновидности.