logo
еще раз ответы

Основные черты политической мысли средневековья

В средние века (5-15 века н.э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Оно основано на том, что всё сущее возникло по воле Бога.

Ход человеческой истории, по мысли Святого Аврелия Августина (354-430) в работе «О граде Божьем», предопределен Божественным провидением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли, стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы Бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят светское (град Земной), земное государство.

Фома Аквинский (1225-1274) полагал: установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться.

Государство Аквинский выводит из природы человека как общественного существа, заимствуя положение Аристотеля о «политическом животном». Государство является результатом Божественного Промысла, в котором воплощается идея общего блага, порядка и организованности. Божественный замысел реализуется монархами, которым вручается власть для управления. Церковь верховенствует над государством. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать ей сопротивление. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома Аквинский считал , что нет на свете двух истин – она одна, но к ней можно прийти двумя разными путями: верой и наукой (постичь рационально).

Господствовал принцип авторитета: необходимо было в любом литературном, научном труде ссылаться на священное писание.

Наиболее последовательное выражение протеста против политических притязаний католической церкви на светскую власть нашло в политико-правовом учении итальянского философа и мыслителя Марсилия Падуанского (1280-1343). В 1327 году Марсилий Падуанский был отлучен от церкви и объявлен еретиком. Исходный тезис учения Марсилия Падуанского – положение о том, что причиной войн, смут, человеческих несчастий являются неверные представления об отношении церкви и государства, божественного закона и человеческого. Служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в мирские дела. Иисус Христос говорил: «Царство моё не от мира сего». Духовенство имеет право лишь учить, но никак не принуждать – наказывать грешников, нарушителей Божественного закона, может только Бог, установивший этот закон. Специфику государства Марсилий Падуанский видит в том, что источником светской власти монарха является не Бог, а народ. Он впервые обосновывает идею народного суверенитета как непосредственного источника светской и духовной власти. Но носителем суверенитета выступают лишь почётные сословия, радеющие об общем благе, в то время как простой народ не может быть источником власти, поскольку заботится о частных интересах. Для человека важно соблюдение двух законов: божественного (вечное спасение, достижение вечного блаженства, определение различия между грехами и заслугами перед Богом) и человеческого (хорошая жизнь на земле, связанная с достижением справедливости и общего блага).

В период позднего Средневековья в трудах Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса и ряда других мыслителей намечается тенденция рассмотрения государства как юридического механизма, обеспечивающего осуществление управленческих и регулятивно- охранительных функций в борьбе с раздробленностью государств на удельные владения.