Концепции политической власти.
По своей природе власть - явление социальное. Потребность во властных механизмах об-условлена необходимостью: (1) придать взаимодействиям людей организованность, создав общие для всех правила поведения; (2) регулировать социальные отношения, интегрировать и согласо-вывать несовпадающие интересы и потребности людей с помощью различных средств.
Такие социальные функции власти могут достигаться различными способами, что опреде-ляет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия.
Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Поэтому социальное содержание власти неодно-значно.
Политическая власть - система институционально (нормативно) закреплённых социаль-ных отношений, сложившихся на основе реального доминирования определённой группы в ис-пользовании прерогатив государства для распределения общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.
Около 40 тысяч лет назад власть существовала в догосударственной форме, выступая в ка-честве способа поддержания баланса внутриклановых отношений.
С момента образования государства, т. е. в течение последних 5 тысяч лет, власть сущест-вует и в своей политической, публичной форме (при этом в азиатских государствах – в Индии, Китае и др. - власть описывалась в простых метафорических образах, например, “большая рыба ест маленькую”. В Древней Греции и Древнем Риме власть трактовалась в рамках концепции “по-рядок-беспорядок”, связанной с регулированием социальных отношений, распределением благ).
В настоящее время в обществе складываются формы надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами регулирования социальных отношений от-дельными национальными государствами.
Существует два основных подхода к определению природы власти:
1. Поведенческий: власть - особенная сущность, носителем которой выступает личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться (в этом случае власть отождествляется с вещью или силой; для придания власти большего могущества её рассматривают как божественный дар).
Таким образом, природа власти объясняется биологическими и психическими особеннос-тями человека.
Концепции власти, представляющие поведенческий подход:
а) теологическая концепция: государственная власть происходит от Бога, а монарх, осу-ществляющий власть – исполнитель божественной воли.
Потребность во власти выводилась из тезиса о “естественной греховности” человека (Авре-лий Августин). Власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей божественной воле обеспечивает порядок в обществе и продолже-ние человеческого рода.
б) биологическая концепция: власть - механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа (М. Марсель – 1889-1973, Ф. Ницше – 1844-1900).
в) бихевиористская концепция: поведенческое понимание власти (30-е гг. XIX в., бихеви-оризм, Ч. Мерриам – 1874-1953, Г. Лассуэл – 1902-1978, Дж. Кетлин – 1896-1975).
Человек – “властолюбивое животное”, в основе действий которого лежит стремление (ча-ще неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воли других индивидов выступа-ет в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.
Политический процесс – столкновение индивидуальных стремлений к власти.
Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических инс-титутов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в общест-ве.
г) психоаналитическая концепция: 50-60-е гг. Власть как способ господства бессозна-тельного над человеческим сознанием (Индивид подчиняется силам, находящимся вне его созна-ния. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и откры-того манипулирования задаётся особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, ма-нипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности – страха, агрессивности, стремления к разрушению). К. Хорни.
2. Социологический: власть трактуется в терминах социального взаимодействия, отноше-ния чего-нибудь или кого-нибудь.
Наиболее распространённым является позитивистско-социологическое определение власти М. Вебером.
Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определённых соци-альных ситуациях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого.
В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, которые скла-дываются между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленной цели) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает своё поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
Концепции власти, представляющие социологический подход:
а) структурно-функциональная концепция: Т. Парсонс, “О структуре социального действия”. Власть – отношение неравноправных субъектов, их поведение обусловлено выполняе-мыми ролями (управляющего и управляемого). При этом социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).
Власть осуществляет ряд функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, нала-гаемые обществом; мобилизует его ресурсы для достижения определённой цели.
б) дуалистическая концепция: М. Дюверже. Два элемента внутри власти: (1) материаль-ное принуждение, (2) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение за-конно и справедливо (при отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство – связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, например, физического наси-лия).
Двойственность власти выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой – выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества.
в) конфликтологическая теория: социальная конфликтология; марксизм; К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим.
Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом класса в экономической системе общества (обладание собственностью обеспечивает экономически господ-ствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы). Эконо-мическое неравенство является основой других форм социального неравенства.
Иные подходы к определению природы власти:
Директивные концепции власти (власть понимается как 1. господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы, и 2. влияние, воздействие воли политического актора).
а) власть как соотношение сил и средство реализации воли: Н. Макиавелли (сохранение власти путём использования всех средств, эффективных для конкретной ситуации, включая хит-рость, ложь, убийство; их использование должно опираться на поддержку населения).
Т. Гоббс (власть – средство принуждения, форма силового воздействия; власть востребова-на необходимостью естественного состояния, в котором элементарное стремление – страх перед насильственной смертью, самосохранение – определяет поведение людей).
Также Гегель, Маркс (см. ранее), Ницше (см. ранее), бихевиористы (см. ранее).
б) энергетическая модель власти (психологические концепции): понимание желания гос-подствовать – в господстве мужчины над женщиной. Неофрейдисты (см. ранее).
в) бинарная концепция власти М. Дюверже: власть необходимо рассматривать с точки зрения признания права одних людей командовать над другими. При этом следует обратить вни-мание на технологии властвования (см. ранее).
Функциональные концепции власти (власть - способность, умение практически реали-зовывать функцию общественного управления).
а) власть как “символический посредник” (Т. Парсонс): власть - “обобщённый посред-ник” в социальном (политическом) процессе. (См. ранее).
б) концепция “сопротивления”. Вебер. (См. ранее). В зависимости от интенсивности сопро-тивления, формы его подавления и мотивов подчинения, выделяют следующие типы власти:
1. стимулированная (ассиметричные отношения, когда субъект власти либо использует по-зитивные стимулы – ожидаемое вознаграждение, либо – негативные – возможное наказание).
2. легитимная (основана на признании за субъектом власти права требовать определённое социальное поведение со стороны объекта власти).
3. идентифицированная референтная (власть, предполагающая отождествление объектом власти себя с её субъектом; речь идёт о чувстве общности управляемых и управляющих, их еди-нении в процессе достижения общей цели).
4. экспертная (в основе – обладание субъектом власти специальных знаний или навыков, отсутствующих у объектов власти, но необходимых им в данной ситуации).
в) концепция “обмена”: асимметрия отношений объекта и субъекта власти связана не с психологическим влиянием, а с неравным распределением благ (ресурсов). В результате у инди-видов, не обладающих ресурсами, возникает потребность в них; а кто располагает дефицитными ресурсами, может уступить часть ресурсов другим в обмен на желаемое поведение. П. Блау (ин-дивид имеет власть над другим, когда тот постоянно зависит от него).
г) концепция “раздела сфер влияния”: Д. Ронг (в процессе взаимодействия индивиды по-стоянно меняются ролями “субъекта власти” и “объекта власти”; это происходит в соответствии с изменением ситуации).
Коммуникативные концепции власти (интерпретация власти как многократно опросре-дованного и иерархизированного механизма взаимодействия людей).
а) социологическая модель власти П. Бурдье: проблема легитимации господства внутри общества, разделённого на классы.
Господство определяет не столько структуру повиновения, сколько определённый меха-низм создания места и источников напряжения, что объясняет использование понятия “поле” (система социальных позиций; от принадлежности к более высокой позиции зависит качество гос-подства).
Власть определяет возможность одних социальных агентов влиять на других помимо их воли и желания.
б) “микрофизика (технология) властвования” М. Фуко: власть – порождение самой при-роды человеческой рациональности, заложенному в ней стремлению к доминированию, подчине-нию как окружающего мира, так и себе подобных (в сущности власти нет ничего материального, она есть манера мыслить).
Власть формируется “снизу”, всегда подвергается “вызовам”.
Ещё одна группа подходов к определению природы власти:
1. Атрибутивно-реляционистские концепции и теории (мыслители связывают сущность власти с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной деятельности)
а) в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс) свойствах индивида или в использовании им определенных средств принуждения и поведенческого взаимодействия (Г. Лассуэл).
б) теория “сопротивления” (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть воз-никает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого.
теория “обмена ресурсов” (П. Блау, Д. Хиксон).
в) теория “раздела сфер влияния” (Д. Ронг).
телеологическая концепция Б. Рассела (власть рассматривается как форма целенаправ-ленной деятельности человека).
идеи школы “политического реализма” (акцент на силовом воздействии контролирую-щего ресурсы субъекта, Г. Моргентау).
2. Системные концепции и теории (власть как надперсональное, безличное свойство со-циальной системы).
а) структурно-функциональная концепция Т. Парсонса.
б) власть как “платежное средство” в политике (срабатывает там, где отсутствует добро-вольное согласование действий, К. Дойч).
в) марксизм (политическая власть как функция социального аппарата определённого класс-са).
г) информационно-коммуникативная трактовка власти Ю. Хабермаса (власть как глобаль-ный процесс социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество).
д) постструктуралистские теории П. Бурдье и М. Фуко (власть как некая модальность об-щения, “отношение отношений”, изначально присущее всему социальному; не локализуемое в пространстве и не способное принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов).
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.
М. Дюверже: легитимность – не качество, присущее власти, а внешняя оценка, складываю-щаяся в общественном сознании под влиянием господствующего класса. Важная роль принадле-жит праву, т. к. юридическая процедура придаёт власти институциональный характер, делает его легитимных в глазах граждан.
М. Вебер: идеальные типы легитимности власти – традиционный, харизматический, ра-ционально-легальный (в основе классификации – мотив подчинения: авторитет, харизма и закон соответственно); на практике – смешанный тип легитимности власти.
Д. Истон: типы легитимности – идеологическая (население выражает моральную убеждён-ность в справедливости существующего порядка), структурная (приверженность населения нор-мам и процедурам, с помощью которых принимаются решения в обществе), персональная (связа-на с верой в личные качества политического лидера).
Ресурсы власти – совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект (М. Роджерс).
Примитивные общества: авторитет правителя (вождя, военачальника и т. д.) – способ-ность оказывать влияние без принуждения и угрозы санкций вследствие обладания к-л. выдаю-щимися качествами переход от кровнородственных к имущественным отношениям: сила и бо-гатство индустриальные общества: организация, правовые нормы и законы постиндустри-альное общество: информация и т. п.
Р. Даль: всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Антропологическая типология ресурсов власти: типы властвования различаются ус-тойчивыми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти.
Конфуций: ресурсы власти правителя – личный пример, следование моральным принципам (справедливости, чувству долга, заботе о благе народа и т. п.). Платон: мудрость и ярость.
Н. Макиавелли: любовь и страх; человеческие страсти и пороки (лживость, алчность и т. п.).
Позднее стали добавлять убеждение (в период развития средств массовой информации) и интерес (так, в демократических странах политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса, а избиратели голосуют за тех, кто может удовлетворить их интересы).
А. Этциони разделил ресурсы по степени воздействия на:
(1) утилитарные – материальное вознаграждение – субъект власти заставляет объект под-чиняться в обмен на необходимые ему ресурсы;
(2) принудительные – угроза применения санкций – субъект власти старается изыскать до-полнительные способы принуждения, чтобы ещё более огра-ничить свободу другого;
(3) нормативные – воздействуют не на условия существования индивида, а на его субъек-тивное восприятие ситуации: смыслы, ценности, идеалы).
Теория “смещения власти”: используются смешанные критерии; О. Тоффлер. В истории человечества власть опиралась на три ресурса – на силу, богатство и знание.
В зависимости от того, какому ресурсу отдаётся предпочтение, могут устанавливаться раз-личные типы властвования (если власть основана на силе, то она представляет собой тип власт-вования низкого качества; на богатстве – среднего качества; на знании – высшего). Тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низкого качества к высшему.
Формы власти (Н. Боббио):
(1) видимая - форма деятельности институтов, ориентированных на публичное взаимо-действие с населением или другими политическими субъектами.
(2) полускрытая (теневая) - характеризует или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных групп.
(3) скрытая - демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо орга-нами тайной политической полиции, либо армией и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств; кроме того, дея-тельность криминальных сообществ.
Итак, для политической власти характерно: 1) выражается в функционировании опреде-лённых институтов (государственных, общественных); 2) связана с деятельностью лидеров, элит, масс; 3) опира-ется на систему средств и методов властного воздействия (ресурсы власти); 4) ей свойственны изменения (например, снижение или повышение легитимности, эффективности; из-менение соотношения функций законодательных и исполнительных органов); 5) результаты (по-следствия) реализации.
- Политология как наука. Современное состояние политологии в России.
- Политика как polity, policy и politics
- Вариант
- 2. Вариант (Мухаев)
- Место политологии в системе наук об обществе. Структура политической науки.
- Методы политических исследований. Типология методов, особенности применения.
- Место сравнительной политологии в системе политических наук. Этапы развития сравнительной политологии.
- Сравнительные методы в политических исследованиях.
- Объекты и предмет политической регионалистики.
- Школы и направления региональных политических исследований.
- Концепции политической власти.
- Основные теории политической системы. Характеристика политической системы современной России.
- Политическое сознание: понятие, структура, типы.
- Политическая идеология: сущность, характеристики, основные современные разновидности. Политико-идеологический спектр современной России.
- Основные теории государства: сущность, функции, происхождение
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Теории гражданского общества. Проблемы становления и функционирования гражданского общества в современной России
- Теории групп интересов. Роль и место групп интересов в политической системе современной России
- Теории национализма. Национализм в современной России
- Теории политических партий. Особенности современных российских политических партий
- Особенности современных российских политических партий
- Теория партийных систем. Становление российской партийной системы
- Становление российской партийной системы
- Избирательные системы: понятие, типы.
- Электоральная инженерия и политические процессы в России в 1990-2000-е гг.: федеральный и региональный уровни.
- Федерализм: теория и практика. Проблемы федерализма в современной России.
- Регионализм: сущность понятия, основные подходы к изучению. Регионализм и регионализация.
- Региональные политические элиты: структура, функции, механизмы воспроизводства.
- Национальный принцип
- 1 Группа влияния.
- Политическое представительство и парламентаризм. Институциональная структура современных парламентов
- Президентская, парламентская и смешанная модели организации публичной власти в современных политических системах. Порядок формирования правительства
- Теории политических коалиций и современная российская политическая практика
- Теории бюрократии. Государственная служба в современной России
- Теории местного самоуправления. Органы местного самоуправления в современной России
- Политический режим: понятие, типы. Характеристика политического режима современной России.
- Понятие регионального политического режима. Типы региональных политических режимов в современной России.
- Основные концепции тоталитаризма. Разновидности тоталитарных диктатур. Система организации власти при тоталитаризме.
- Авторитарные политические режимы: исторические формы.
- Классические и современные теории демократии.
- Модели демократии в сравнительно-политическом анализе
- Теории демократического транзита в сравнительном политическом анализе.
- Понятие и структура политического процесса. Политическое участие в условиях диктатуры и демократии.
- Политические конфликты. Трактовки роли конфликтов в условиях демократии.
- Политическая мысль античного мира
- 1. Монархия или аристократическое правление
- 3. Олигархический
- 4. Демократия
- 5. Тирания
- Основные черты политической мысли средневековья
- Н.Макиавелли и его вклад в историю политической мысли
- Теории общественного договора
- Зарождение консервативной политической мысли
- Марксистская политическая мысль.
- Теории элит
- М.Вебер и его место в истории политической мысли
- Социально-политические идеи современной социал-демократии
- Развитие либеральной политической мысли в хх в. Изменения в идейном содержании либерализма и консерватизма
- Теории интеграции и глобализации
- Неоконсерватизм. «Консервативная волна» и ее воздействие на политическую мысль
- Теории политической культуры
- Российская политическая культура.
- Понятие политических институтов. Основные направления институциональных исследований в современной политической науке.
- Понятие и механизмы политической легитимации. Политические мифы и символы. Политический дискурс.
- Основные школы и концепции политической психологии в системе политических наук.
- Теоретические подходы к проблеме политического лидерства. Типы лидерства. Лидер и масса.
- Теоретические подходы к анализу соотношения политики и морали. Исторические формы политической этики. Бернхард Сутор «Малая политическая этика» [b. Sutor, Kleine Politische Ethik]
- Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.
- Политическая проблема и политическая ситуация.
- Теории электорального поведения. Особенности электорального поведения в современной России.
- Принятие политических решений: теория политико-управленческого цикла
- Теории политических коммуникаций. Политические коммуникации в современной России.
- Понятие, особенности и функции политической коммуникации. Публичная и символическая природа политической коммуникации
- Способы организации политической коммуникации в исторической ретроспективе
- Коллективное политическое действие. Политические организации, политические движения.
- Теории политических изменений. Политические революции.
- Политическая социализация и политическая идентичность
- 1)Психоаналитическая концепция з. Фрейда
- Прикладные аспекты политической психологии
- Идеология феминизма: место в современном политико-идеологическом спектре, основные направления и разновидности.