logo
еще раз ответы

М.Вебер и его место в истории политической мысли

Родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юристом, а по политическим ориентациям — национал-либералом. Мать была образованной и глубоко религиозной женщиной. До 29 лет Вебер жил с родителями. В их доме встречались довольно известные философы, историки и политики Германии последней трети XIX в.

Вебера по широте творческого диапазона называли “буржуазным Марксом”. Он был философом, социологом, культурологом и правоведом. Поэтому к политической мысли относима лишь часть его творчества. Наиболее важны в политологическом отношении работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Немецкий парламентаризм в прошлом и будущем» (1918), «Политика как призвание и профессия» (1919), «Хозяйство и общество» (1921)

В своих работах в области политологии Вебер обосновал одно из распространенных в современной науке определений политики, раскрывая ее как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, между группами людей, которые оно в себе заключает». При этом под государством Вебер понимал такой политический институт, который претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Государство есть такое отношение, господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие (т.е. считающееся легитимным) как средство. Автор поясняет, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство.

Легитимное насилие (или господство) есть такой социальный по-рядок, в котором отношение «господство – подчинение» основано на до-верии к власти. Он выделяет три основания и три типа легитимного порядка: традиция, харизма и рациональность.

Идеальный тип

Методология Макса Вебера имеет универсальный характер и связана с моделированием. Ее центральное понятие – “идеальный тип”. Идеальный тип – это мыслительная конструкция, которая не имеет аналогов в действительности, но помогает эту действительность понять. Цель идеального типа – сравнение с эмпирической действительностью, выявление отклонения действительности от идеального типа и сближения с ним. Идеальный тип – это научное обобщение. Вебер приводил в качестве примера идеальный тип “средневековый город”. На основе исследования работ, посвященных средневековому городу, Вебер выделил его главные черты. Идеальный тип – это целостный образ, созданный воображением из отдельных точно установленных черт. Например, идеальный тип “фашизм” включает следующие черты: перманентный террор, национализм, переходящий в расизм, принцип “фюрерства”, наличие партийной армии, одна идеология, одна партия. Ноздрев, Шариков – примеры идеальных типов, созданных писателями. Идеальный тип позволяет исследовать целое, не разрушая его.

Типология господства

Государство – отношение господства над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Господство покоится на согласии, признающем его “легитимность”. Господство имеет психологическую основу. Можно выделить три типа господства: традиционное, легальное и харизматическое.

Традиционное господство основано на авторитете нравов, традиций. Пример – монархия.

Легальное господство основано на вере в рациональность легального политического строя и деловую компетентность представителя верховной власти.

Харизматическое господство основано на вере в сверхъестественные, исключительные качества руководителя.

При этом харизмой могут обладать и психически нормальные политики (Рузвельт, Черчилль, Гладстон, де Голль). Харизма может “традиционализироваться” и “легализироваться”, т.е. может наблюдаться институционализация харизмы (харизма с личности переходит на институт и наоборот). Пример – монархия, которая основана на традиционном господстве, но в ней есть элементы харизмы. Важно то, что харизма не вечное явление, ее нужно постоянно подкреплять. Зигмунд Нойман писал о том, что тоталитарное государство основано на демонстрации господства, успехов, постоянном подтверждении харизмы руководителя.

Теория бюрократии, парламентаризма и плебисцитарной демократии

(веберовская система “сдержек и противовесов”)

Бюрократия

Бюрократия – наиболее чистое проявление легального господства. Бюрократ подчиняется не личности, а установленному правилу, закону, регламенту. Тип чиновника – это вышколенный специалист, его управленческая деятельность – “профессиональная работа на основе деловой профессиональной обязанности”, работа “без гнева и пристрастия”, исключая личные мотивы и эмоции. Для бюрократии характерна жесткая иерархия. Основа ее функционирования – производственная дисциплина. Примером бюрократии для Вебера была германская слабо коррумпированная бюрократия. Однако бюрократия – не самоцель, а лишь средство, инструмент в руках государственного деятеля. Отличие бюрократа и политика в том, что бюрократ должен быть бесстрастен, подчиняться правилам, а удел политика – страсть, личные мотивы. Бюрократы не годятся для публичной политики, школой воспитания публичных лидеров может стать парламентаризм. Отмечая объективный процесс расширения слоя бюрократии в современных политических системах, вместе с тем указывает на тенденцию бюрократизации общественной жизни (закон малых чисел), что приводит к угрозе демократии. Теоретическим ответом на эту угрозу явилась разработка Вебером теории плебисцитарной демократии.

Плебисцитарная демократия

Сущность демократии – борьба за политическое лидерство, способность «отдавать приказы и вызывать повиновение».

Благодаря плебисциту верховный носитель власти получает преимущество перед парламентом. У него – доверие масс, большая легитимность, чем у парламента, личная ответственность за принимаемые решения (великие решения принимаются кем-то одним). Веберовская модель плебисцитарной демократии скроена по германской мерке (Веймарская республика). Глава государства, рейхс-президент избирался всем народом, тем самым он должен был компенсировать утрату легитимности традиционного типа и подкрепить легитимность легального господства.

Парламентаризм

Парламентаризм выполняет функцию контроля над бюрократией. Эталон парламентской демократии – Англия. Парламентаризм формирует лидерские качества. Однако недостаток современного парламентаризма – доминирование частных, узкопартийных интересов, специфических целей, а не позиций независимых индивидов. Поэтому парламентаризм, призванный сбалансировать пороки бюрократизации, сам нуждается в противовесе. Таким противовесом должна быть харизма плебисцитарного (избираемого всенародным голосованием) лидера.

Считал капитализм проявлением рационализма, воплотившегося в организации всех сфер жизни и культуры. Понятый так рационализм — основной критерий отличия Запада от Востока: «Именно на Западе и только здесь возникли культурные явления, которые... находятся на линии развития универсального значения и важности». Капитализм рационализирует прежде всего экономику. И потому доминирует над всеми известными из истории системами хозяйства, одновременно гарантируя шансы для поддержки самобытности западной цивилизации. Эта самобытность заключается в создании условий для культивирования и сохранения определенных социально-политических ценностей и идеалов: индивидуализма, свободы слова, союзов и политического действия, равенства граждан перед законом.

На основе данной мировоззренческой установки Вебер положительно оценивал развитие капитализма в Германии. Но понимал его как важнейшее условие сохранения культурной и национальной самобытности Германии, на которой-де лежит обязанность «исполнить свой долг» в мировой истории. Уже в 1895 г. он писал: «Наши потомки возложат на нас историческую ответственность не столько

За то, какой тип хозяйства мы им оставим, а за то, сколько метров свободного пространства мы им оставим в результате нашей борьбы. Процессы экономического развития — это, в конечном счете, борьба за мощь нации. Интересы национального могущества, если они станут в порядок дня,— самые высшие и решающие интересы, на службу которым необходимо поставить экономическую политику. Наука о национальной политической экономии — это политическая наука».

Вебер, таким образом, считал капитализм лучшей из возможных форм социально-экономического строя. И потому составлял программы социальных преобразований, которые должны обеспечить политическую гегемонию буржуазии.