logo search
еще раз ответы

Политическое представительство и парламентаризм. Институциональная структура современных парламентов

Парламент – высший представительный и законодательный орган государства. Этот институт появляется в ХШ веке в Великобритании, чуть позднее во Франции как орган сословного представительства.

Представительство – трансляция требований общества лицом или группой лиц, которым народ делегировал это право.

Эффективность представительства определяется голосованием.

Парламентаризм – принцип представительства интересов и ограничения власти. В этом смысле основная отличительная особенность Парламентаризма - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной (профессиональной) основе. Парламентаризм означает специфичность функций и полномочий представительного органа (парламента), к которым отнесено принятие законов, обсуждение и принятие бюджета государства, участие в формировании государственных органов и назначении высших должностных лиц, осуществлении внешней и внутренней политики государства, а также контрольных функций.

Модели представительства:

1. Свободный мандат – «опекуны народа», когда делегированный или избранный кандидат сам определяет свои дальнейшие действия, формулируя интересы избирателей так, как он их понимает.

2. Императивный мандат - «слуги народа», то есть неукоснительное следование депутатом предвыборное программе, учитывание непосредственного мнения избирателей, в обратном случае – отзыв. Имеет минус – сложность и нестабильность.

3. Партийная модель. К концу 19 века меняется формат взаимоотношений, партия становится посредником, депутаты подотчетны партиям и она определяет эффективность и направление его работы.

4. Концепция сходства – «зеркало общества». Парламент по своему составу должен быть отражением общества по социально-демографическому составу. Но это сложно, поскольку в обществе очень много категорий и сложно будет проводить выборы. Пример реализации этого принципа – квотирование.

Не существует идеальной модели представительства, так как каждая позиция – это позиция какого-либо сегмента общества.

Функции парламентов в современном мире могут быть сведены к четырем основным: представительства, легитимации, рекрутирование и социализация (получение опыта, необходимого для других постов), воздействие и ограничение исполнительной власти.

Институтами последнего могут служить формальные дебаты, отчеты и запросы; в некоторых случаях вотум недоверия (парламентские системы), интерпелляция – неодобрение курса; импичмент, контроль за бюджетом, институт омбудсмена, мониторинг деятельности правительства в подконтрольной ему сфере. Парламент может утверждать кандидатуру Пм, некоторых министров.

Классификации парламентов

- Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни государства, формируя и жестко контролируя исполнительную власть. Примерами могут служить Национальная ассамблея Франции времен 4 республики и современный итальянский парламент.

Как правило, доминирующие парламенты, достигнув своего пика, способствуют собственному упадку. Особенно в условиях двухпартийной или двухблоковой системы. Например, за 4 республику во Франции сменилось 24 кабинета, а в Италии 50.

Джованни Сартори указывал, что наиболее благоприятным вариантом для доминирующего парламента является крайний плюрализм.

- Автономные парламенты в основном контролируют законодательный процесс, но не имеют полномочий для «свержения» исполнительного органа. Примеры – конгресс США, шведский риксдаг. Наиболее приемлемые формы организации власти – президентская с двумя партиями, комитетской системой. А также парламентская с многопартийной системой и практикой межгрупповых консультаций.

- Ограниченно автономные парламенты могут рассматриваться как поле конфронтации между правительством и оппозицией, для яркого примера – Великобритании, характерен контроль правительства над фракцией большинства. Главный механизм такого контроля – партийная дисциплина. Редкие правительственные кризисы.

- Подчиненные парламенты – исполнительная власть существенно преобладает над парламентом. Можно привести два примера – президентская фаза политической системы Франции 5 республики, и Кения. То есть такая система совместима и может существовать и с демократической системой, и с авторитарной.

- Полностью подчиненные парламенты характерны для некоторых военных (Бразилия в 80-х), популистских (Танзания) и эгалитарно-авторитарных режимов. Сессии проводятся редко, не реализуется функция представительства, назначение ИВ - фикция.

Однопалатный/двухпалатный;

С абсолютно определенными полномочиями, с относительно определенными полномочиями, с неопределенными полномочиями (некодифицированные конституции).

Институциональная структура парламента: нет иерархической структуры. Представляет собой комплекс правил:

1. Палаты. Бикамеральные и юникамерализм. Нижняя та, которая избирается более демократично. Полномочия палат. Нижняя – принимает, верхняя – одобряет. В Италии одинаково, термины используются исходя из традиций.

2. Комитеты. Реальный процесс законотворчества. 4 типа комитетов: комитет всей палаты (брит. парламент), временный комитет, постоянный неспециализированный комитет (в Великобритании комитеты рассматривают законопроекты по очереди), постоянный специализированный комитет.

3. Фракции.

4. Институты парламентской процедуры. Процедура законодательного процесса:

- инициирование

- обсуждение

- принятие решения

- санкционирование

- вступление в силу, промульгация