logo search
еще раз ответы

Социально-политические идеи современной социал-демократии

Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология внутри марксизма. Это свидетельствует о её высокой пластичности.

Истоки современной ссоциал-демократии

Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899), в которой он обосновывал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе провел ревизию выводов классического марксизма. Следует отметить, что если К. Маркс и Ф. Энгельс анализировали процессы, связанные с действием центробежных сил, разрушающих буржуазное общество и создающих условия для ниспровержения власти буржуазии, то Э. Бернштейн обратил внимание на новые тенденции, развивавшиеся в недрах капитализма в конце XIX в. Бернштейн отверг вывод об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, явившемся, по К. Марксу, следствием возраставшего противоречия между развитием производительных сил и старыми производственными отношениями, все более приобретавших монополистические формы.

Интегрированное буржуазное общество, представляющее собой взаимосвязь сложных по своей структуре экономических, политических и социальных институтов, может быть преобразовано только эволюционным способом, на основе демократии, солидарности, самоопределения без революций и вооруженной борьбы, которые лишь нарушают естественный ход социального прогресса. В связи с этим социализм следует понимать не как конечную цель, к которой стремится пролетариат после осуществления революции, а как процесс постоянного роста общественного благосостояния, свободы, справедливости, - процесс, происходящий внутри капитализма и связанный с ограничением эксплуатации наемного работника, расширением общественного контроля за производством и государством.

Современное состояние социал-демократической идеологии

Теоретические новации Э. Бернштейна впоследствии составили содержание политической доктрины международной социал-демократии. Социалистический интернационал, который дважды (в 1914 и 1940 гг.) прекращал свое существование, в 1951 г. на учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне был восстановлен и объединил все социал-демократические партии. В декларации конгресса была сформулирована концепция «демократического социализма», ставшая программным документом социал-демократического движения. Главными ценностями «демократического социализма» признавались свобода, справедливость, солидарность. Реализовать эти ценности можно лишь при условии утверждения и укрепления экономической, политической и духовной демократии, поэтому в декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения к реализации названных ценностей и обогащения их реального содержания. Идеи Франкфуртской декларации в дальнейшем развивались национальными отрядами международной социал-демократии в соответствии с требованиями жизни. Так, уже в Бад-Годесбергской программе (1959) германские социал-демократы без всяких оговорок признали необходимость рыночной экономики, а также частной собственности на средства производства, наряду с которой имеет право на существование и общественная форма собственности.

Вскоре британские лейбористы отказались от радикальных социалистических лозунгов.

«Третий путь» (идейный теоретик Энтони Гидденс).

Термин «третий путь» не вполне точен и в принципе открыт самым разным толкованиям. Объясняется это тем, что с самого начала движение опиралось на различные идеологические традиции — новейший либерализм, консервативный принцип «единой нации», осовремененную социал-демократию, а концепции «третьего пути» выдвигались в разных странах и разными политическими силами — «новыми демократами» и Б. Клинтоном (В. Clinton) в США, «новыми лейбористами» и Т. Блэром (Т. Blair) в Великобритании, а также рядом теоретиков в таких странах, как Германия, Голландия, Италия и Новая Зеландия. Тем не менее в складывающейся идеологии можно выделить некоторые общие темы. Здесь, во-первых, царит убеждение в том, что все и всякие системы, выстроенные «сверху-вниз» и склонные к сколько-нибудь широкому государственному вмешательству, особенно социалистические, полностью исчерпали свои возможности; отныне нет альтернативы тому, что в § 4 Устава Лейбористской партии Великобритании, пересмотренного в 1995 г., определено как «динамичная рыночная экономика». Этому соответствует и признание того, что в мире усиливается глобализация, а капитализм трансформировался в «экономику знания», основанную на информационных технологиях и поощряющую индивидуальную подготовку и мобильность как рабочей силы, так и предпринимательства в целом. В противоположность неолиберализму идеология «третьего пути» признает государство жизненно важной экономической и социальной силой, с той оговоркой, что роль государства сегодня заключается главным образом в том, чтобы содействовать международной конкурентоспособности национальной экономики через развитие образования и систем профессиональной подготовки, а также сдерживать глобальную рыночную стихию укреплением местных сообществ и гражданского общества в целом. В этой связи «политика третьего пути» предстает как разновидность либерального коммунита-ризма; декларируемый ею «новый индивидуализм» требует баланса между правами человека и предпринимательством (entrepreneuralism), с одной стороны, и принципами общественного долга и моральной ответственности, — с другой.

Наконец, еще одной особенностью идеологии «третьего пути» является ее отказ от какого бы то ни было эгалитаризма (который в современном понимании равнозначен «уравниловке») и декларирование приверженности принципу равных возможностей и меритократии.