1)Психоаналитическая концепция з. Фрейда
Человек – это существо, которое рождается с целым набором биологических, социальных установок, т.е. человек асоциален. Инкультурация – это вытеснение подсознательных элементов, которые даны человеку от рождения, вкладывая новые, но вытеснение никогда не бывает полным. Оно нельзя вытеснить полностью, Оно сублимируется в социальных актах, действиях.
* “Психоаналитическая биография В.Вильсона”.
* “Авторитарная личность” Маркузе, Адорно,Хоркхаймер
---политическая социализация под влиянием детства, кризисов детства.
2) Структуралистский (инкультурация – культура усваивается человеком.) Доказали, что в каком обществе человек вырос, таким он и будет –Малиновский, Редклиф-Браун, разбив примордиолистские концепты, предположения, утверждали, что человек, чистая доска.
А. Этот подход уточнен в середине 20 века Парсонсоном – усвоение набора ролей
Общество → Человек (Однонаправленное движение)
Б. Влияние бихевиорализма.
Тоже считают, что социализация – это однонаправленный процесс. Это направление использовалось на практике.
Есть осознанное, направленное взаимодействие на индивида (*воспитание – целенаправленно пытаются добиться “правильной” реакции)
Есть неосознанное воздействие
Существует вопрос: одни хорошо поддаются воспитанию – другие плохо (когнитивная психология – трансформирована бихевиористская модель. Введено понятие установка)
3) Интернационализм, начало которому положил Дж. Гербер Мид. Он делал акцент на взаимодействии. Социализация – это двухсторонний процесс.
Общество ↔ Человек
Социализация начинается с рождения: Значимый другой
Обобщенный другой
По мере того как у человека возникает образ обобщенного другого, в той мере у него протекает первичная социализация.
Типы политической социализации.
В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают 4 типа политической социализации:
Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.
Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.
Основные стадии социализации.
Этапы социализации:
Швейцарские ученые Пиаже, Кольберг – возрастная психология, процесс становления личности ребенка.
1) До 7 лет ребенок мыслит конкретными образами, эгоцентрично, ситуативно.
2) 7-11лет - стадия конкретных операций – черты, характерны для дошкольного возраста, начинают преодолеваться. Возникает ощущение социума. Уже могут играть социальные роли. Становятся социальными.
3) Стадия формальной кооперации. К 15 годам у них формируется абстрактное мышление.
Д. Истон, Денис – политическая социализация детей “Дети и политика”
Опрос 12 тыс. детей в разных штатах США. Вывод – концепция Пиаже подтвердилась, но они выявили 4 стадии:
1) Политизация: формируется примитивное представление о политике, кроме мамы и папы есть какая-то сильная власть.
2) Персонификация: нет понимания, что есть президент как институт, а есть представление: президент – Путин, государство – Россия
3) Идеализация образов: приписывание им сугубо положительных качеств.
4) Институционализация – возникают абстрактные политические представления, ослабевает персонификация, потеря идеалистического оттенка.
Эта концепция решает не все проблемы: не ясны механизмы усвоения (* политическая идентичность – у кого-то она есть, а у кого-то нет)
Агенты политической социализации.
Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.
Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.
На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, GB) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности.
Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.
Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. Например, в США велико социализирующее воздействие групп сверстников в рамках относительно замкнутых, локализованных пространствах типа негритянских гетто, китайских городков. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения.
В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации: пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. СМК выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.
Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.
Два типа социализации:
Первичная – индивид усваивает постепенно картину мира (минимальный набор знаний, который объясняет порядок вещей, легитимирует его) Завершается к конце средней школы, так как складывается картина мира.
Вторичная социализация – связана с профессиональной функционализацией (ВУЗ) – возможно, ее вторичное прохождение. Специализируются знания о мире. Может возникнуть противоречие между специальными и общими представлениями – проблема согласованности.
Хишман: возможно 3 типа реакции на противоречащие ситуации:
Voice – протеставать, борьба за.
Exite - уйти, просто уйти из этой сферы.
Loyalty – подчинение, изменение картины мира.
Рационализация – трансформация представлений, которые сложились в результате первичной социализации, радикальная трансформация
Нетипичные явления – требует полного изменения окружения
Сам социум также трансформируется – выход на проблему переходных обществ.
Ресоциализация – реинтерпритация старых представлений с одной стороны и новых с другой.
Кто социализирует: семья, школа, СМИ, референтные группы – все эти 4 компонента имеют большое значение.
Уровни политической социализации:
1) Общесоциальный
2) Социально-психологический
3) Индивидуальный
Особенности когнитивного развития:
Переход политического мышления к абстрактному уровню
расширение временных перспектив
социоцентризм
смена характера рассуждений
смена принципов
снижение детского авторитаризма
появление социальных целей
Три основных системы политической социализации:
1. система прямой и целенаправленной социализации
2. система стихийной социализации
3. система самовоспитания и самообразования
Две основные тенденции политической социализации:
1. усиливаются общественные потребности в политическом развитии личности, ее активном включении в политическую жизнь (при демократии)
2.Отчеждение человека от государства, от институтов и процесса принятия политических решений
Политическая идентичность
С понятием «политическое сознание» тесно связано понятие «политическая идентичность», которая является одним из продуктов политического сознания. Вместе с тем политическая идентичность является также продуктом объективных факторов, таких, например, как структура политического пространства и его динамики.
Политическая идентичность сама может оказывать значительное влияние на специфику политического сознания. Поэтому она, при определенных условиях и с известными оговорками, может рассматриваться как составляющая политического сознания.
Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса.
Под политической идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений.
Идентичность формируется под влиянием явлений 3ех типов: психологической деятельности субъектов, системы ценностей и стереотипов, которые интериоризируются субъектами, и спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями, а также «смыслом», придаваемым ею со стороны участников политического процесса).
Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политическая идентичность и идентификация также тесно связаны с легитимностью и легитимацией, ибо идентичность и идентификация предполагает признание правомерности занятия той или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.
Исследователи выделяют различные типы политической идентичности.
По объекту идентификации с определенной группой можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т.п. При этом следует отметить, что, как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Петрозаводска может ощущать себя одновременно коммунистом и жителем города. Он может чувствовать свою принадлежность к Республике Карелия как государственному образованию в составе РФ и к России в целом. В странах, где государство не обладает всеми чертами современного, где процесс формирования национально-государственной идентичности еще не закончился, где существуют сильные региональные, социальные, культурные противоречия и особые традиции, может преобладать политическая идентичность, связанная с ощущением принадлежности к какой-либо социальной группе, региону, местному поселению и т.д.
Достаточно важным вопросом является проблема идентификации граждан с определенными идейно-политическими направлениями, представителями определенных идеологических течений. Наиболее часто для характеристики такой идентификации используется шкала «левый-правый». Данная ось традиционно применяется для описания структуры политического пространства: позиций различных политических сил, политических предпочтений избирателей и т.д.
Деление на левых и правых имеет достаточно длительную историю со времен ВФР данные слова применялись для характеристики идеологической позиции политических сил. Левыми обычно называли тех, кто выступал за социальные перемены, равенство и социальную справедливость, правых — тех, кто был сторонником status quo, выступал с поддержкой ценностей индивидуализма, частной собственности, против социального равенства.
Вместе с тем в каждой отдельно взятой стране смысл, вкладываемый в данные понятия, несколько отличается. Эти отличия обусловлены историческими традициями, например формой и содержанием основного политического раскола. Кроме того, на смысловое содержание данных понятий наложили отпечаток особенности социальных конфликтов и социально-политических проблем на определенных этапах развития.
Как показывает результаты многочисленных социологических опросов, среди россиян очень высок процент тех, кто отказывается идентифицировать себя на шкале левый-правый. Проблема заключается в следующем. Во-первых, в России отсутствуют традиции политической и идеологической соревновательности (точнее, они были прерваны на достаточно длительный срок). Следовательно, в сознании граждан не могли сложиться более-менее цельные и устойчивые образы левых и правых. Во-вторых, свою роль сыграла специфика употребления этих слов в перестроечный период, когда левыми именовались прореформистские силы, а правыми - противники реформ. Несмотря на то что впоследствии ситуация изменилась (во многом благодаря СМИ, а также самим политикам), употребление этих терминов во второй половине 80-х г. не могло не оставить след в общественном сознании. В-третьих, несмотря на то, что строение российского электората имеет тенденцию к полярной дихотомии, для него характерно наличие множества социально-экономических, культурных и политических расколов, по которым отдельный человек может занимать различные позиции, часто не вписывающиеся в простое деление на левых и правых.
Пример шкалы «левый-правый» наглядно свидетельствует о том, что исследовательские инструменты, выработанные в рамках зарубежной политической науки, нуждаются в уточнении и адаптации при использовании их для изучения политического сознания граждан России.
Бергер и Лукман «Социальное конструирование реальности».
Общество понимается как непрерывный диалектический процесс, включающий три момента (социализации): экстернализацию, объективацию и интернализацию.
Отправной пункт этого процесса (социальной диалектики) - интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения, то есть как проявления субъективных процессов, происходящих с другими, благодаря чему этот факт становится субъективно значимым для меня самого. Интернализация в этом общем смысле "перенимания-от-другого" того мира, в котором другие уже живут. Формирование в сознании обобщенного другого - решающая фаза социализации. Она включает интернализацию общества как такового, а значит, и устанавливаемой объективной реальности, и в то же время она включает субъективное установление целостной идентичности. Общество, идентичность и реальность выкристаллизовываются в сознании субъекта в том же самом процессе интернализации. Эта кристаллизация происходит наряду с интернализацией языка. В самом деле, по причинам, понятным из анализа языка, проведенного выше, язык представляет собой наиболее важную часть и наиболее важный инструмент социализации.
Бауман «Мыслить социологически».
Сообщество — это группа, в которой факторы, объединяющие людей, гораздо сильнее и важнее того, что может их разъединять; различия между ее членами второстепенны по сравнению с их сущностным — можно сказать всепоглощающим — сходством. Сообщество мыслится как естественное единство. Индивид свободен в своем выборе присоединиться к сообществу или выйти из него.
В качестве сообществ Бауман рассматривает 2 примера. Но обе рассмотренные модели группировки людей оказались неполноценными: ни образ сообщества как тотального объединения личностей, ни модель организации как координации ролей с целью рационального выполнения поставленной задачи (бюрократия) не могут адекватно описать процесс человеческого взаимодействия.
Самосохранение и постоянство группы как самостоятельной единицы становится вопросом поддержания и сохранения повседневных действий ее членов,
приспосабливающихся к общему идеальному образцу “правильного поведения” в группе.
Хантингтон «Кто мы?»
“Идентичность – самосознание индивида или группы. Она представляет собой продукт самоидентификации, понимания того, что вы или я обладаем особыми качествами, отличающими меня от вас и нас от них ”. Наполняет смысл идентичности, называя основные её моменты:
1) идентичностью обладают как индивиды, так и группы. Индивидуальная идентичность в отличие от групповой достаточно гибкая, так как вторая основывается на заранее заданных параметрах. Но при этом индивиды приобретают и изменяют идентичность только в группах.
2) идентичность представляет собой мысленный конструкт.
3) и индивиды, и группы могут обладать множеством идентичностей, которые в зависимости от контекста могут становиться более или менее значимыми.
4) идентичность является результатом социального взаимодействия индивидов или групп, в котором важное значение приобретает то, что идентичность, на которую ты претендуешь, признавали остальные.
5) “значимость альтернативных идентичностей индивида или группы ситуационна”. Индивиды делают акцент на той идентичности, которая им выгодна в определенной ситуации.
Идентичность требует диффереренциации. Необходимо выявление признаков, которые отличают “нашу ” группу от “их” группы. Определить себя можно через то, чем ты не являешься, через отрицание. С. Хантингтон пишет, что сравнение неминуемо порождает оценку. “Групповой эгоизм ведет к логичному выводу: все “наше” намного лучше. А поскольку представители других групп рассуждают аналогичным образом, конфликтующие позиции ведут к конкуренции”.
(Из лекций Фадеевой)
Система воспроизводит сама себя рекрутируя и обучая.
Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основании государству, закрепленное в политической культуре.
Л. Пай особое внимание уделяет взаимодействию политической культуры и политической социализации, он отмечает, что политическая культура передается от поколения к поколению в процессе социализации. В политико-культурном контексте под политической социализацией понимается процесс усвоения политической культуры. Политическая социализация является процессом консервативным и не подвластным полному контролю. Она длится всю жизнь и является сложным и многофакторным процессом. Политическая социализация - процесс универсальный, поскольку любое общество нуждается в наличии у людей навыков, необходимых людям того, чтобы они могли играть те или иные политические роли - от участия в выборах до управления страной. Процесс этот влияет как на знания и представления, так и на навыки и эмоции людей. Усвоение политической культуры идет намного сложнее, чем усвоение собственно профессиональных знаний. Политическая социализация отличается от процесса обучения тем, что не может быть столь же целенаправленной и планируемой, поскольку осуществляется через посредство различных институтов - семьи, рабочего коллектива и пр.
Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса.
Под политической идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений.
Идентичность формируется под влиянием явлений трех типов:
- психологической деятельности субъектов,
- системы ценностей и стереотипов
- спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями).
Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политическая идентичность и идентификация также тесно связаны с легитимностью и легитимацией, ибо идентичность и идентификация предполагает признание правомерности занятия той, или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.
- Политология как наука. Современное состояние политологии в России.
- Политика как polity, policy и politics
- Вариант
- 2. Вариант (Мухаев)
- Место политологии в системе наук об обществе. Структура политической науки.
- Методы политических исследований. Типология методов, особенности применения.
- Место сравнительной политологии в системе политических наук. Этапы развития сравнительной политологии.
- Сравнительные методы в политических исследованиях.
- Объекты и предмет политической регионалистики.
- Школы и направления региональных политических исследований.
- Концепции политической власти.
- Основные теории политической системы. Характеристика политической системы современной России.
- Политическое сознание: понятие, структура, типы.
- Политическая идеология: сущность, характеристики, основные современные разновидности. Политико-идеологический спектр современной России.
- Основные теории государства: сущность, функции, происхождение
- Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
- Функцию обороны страны
- Теории гражданского общества. Проблемы становления и функционирования гражданского общества в современной России
- Теории групп интересов. Роль и место групп интересов в политической системе современной России
- Теории национализма. Национализм в современной России
- Теории политических партий. Особенности современных российских политических партий
- Особенности современных российских политических партий
- Теория партийных систем. Становление российской партийной системы
- Становление российской партийной системы
- Избирательные системы: понятие, типы.
- Электоральная инженерия и политические процессы в России в 1990-2000-е гг.: федеральный и региональный уровни.
- Федерализм: теория и практика. Проблемы федерализма в современной России.
- Регионализм: сущность понятия, основные подходы к изучению. Регионализм и регионализация.
- Региональные политические элиты: структура, функции, механизмы воспроизводства.
- Национальный принцип
- 1 Группа влияния.
- Политическое представительство и парламентаризм. Институциональная структура современных парламентов
- Президентская, парламентская и смешанная модели организации публичной власти в современных политических системах. Порядок формирования правительства
- Теории политических коалиций и современная российская политическая практика
- Теории бюрократии. Государственная служба в современной России
- Теории местного самоуправления. Органы местного самоуправления в современной России
- Политический режим: понятие, типы. Характеристика политического режима современной России.
- Понятие регионального политического режима. Типы региональных политических режимов в современной России.
- Основные концепции тоталитаризма. Разновидности тоталитарных диктатур. Система организации власти при тоталитаризме.
- Авторитарные политические режимы: исторические формы.
- Классические и современные теории демократии.
- Модели демократии в сравнительно-политическом анализе
- Теории демократического транзита в сравнительном политическом анализе.
- Понятие и структура политического процесса. Политическое участие в условиях диктатуры и демократии.
- Политические конфликты. Трактовки роли конфликтов в условиях демократии.
- Политическая мысль античного мира
- 1. Монархия или аристократическое правление
- 3. Олигархический
- 4. Демократия
- 5. Тирания
- Основные черты политической мысли средневековья
- Н.Макиавелли и его вклад в историю политической мысли
- Теории общественного договора
- Зарождение консервативной политической мысли
- Марксистская политическая мысль.
- Теории элит
- М.Вебер и его место в истории политической мысли
- Социально-политические идеи современной социал-демократии
- Развитие либеральной политической мысли в хх в. Изменения в идейном содержании либерализма и консерватизма
- Теории интеграции и глобализации
- Неоконсерватизм. «Консервативная волна» и ее воздействие на политическую мысль
- Теории политической культуры
- Российская политическая культура.
- Понятие политических институтов. Основные направления институциональных исследований в современной политической науке.
- Понятие и механизмы политической легитимации. Политические мифы и символы. Политический дискурс.
- Основные школы и концепции политической психологии в системе политических наук.
- Теоретические подходы к проблеме политического лидерства. Типы лидерства. Лидер и масса.
- Теоретические подходы к анализу соотношения политики и морали. Исторические формы политической этики. Бернхард Сутор «Малая политическая этика» [b. Sutor, Kleine Politische Ethik]
- Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.
- Политическая проблема и политическая ситуация.
- Теории электорального поведения. Особенности электорального поведения в современной России.
- Принятие политических решений: теория политико-управленческого цикла
- Теории политических коммуникаций. Политические коммуникации в современной России.
- Понятие, особенности и функции политической коммуникации. Публичная и символическая природа политической коммуникации
- Способы организации политической коммуникации в исторической ретроспективе
- Коллективное политическое действие. Политические организации, политические движения.
- Теории политических изменений. Политические революции.
- Политическая социализация и политическая идентичность
- 1)Психоаналитическая концепция з. Фрейда
- Прикладные аспекты политической психологии
- Идеология феминизма: место в современном политико-идеологическом спектре, основные направления и разновидности.