logo
вопросы и ответы по политсоцу

32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов

Методы (формы активности) групп интересов:

а) методы убеждения: открытые, скрытые методы, лоббирование, прямое давление на органы власти, на чиновников, пропаганда, кампании в средсвах массовой информации, публичные акции (митинги, демонстрации), привлечение авторитетных людей.

б) методы принуждения: насильственные дейстия, мятежи, террористические акты, угрозы. К этим методам прибегают структуры, которые не вписаны в существующие элитные группы, у них нет отлиженных каналов взаимодействия с властью, или это маргинальные группы. Методы принуждения могут быть законными и незаконными (забастовка, демонстрация в разных режимах). Насильственные методы - как правило - попытка обеспечить доступ незаконных формирований к власти.

Через какие каналы действют группы интересов? - а) напрямую; б) через общественное мнение; в) через политические партии.

Группы продвижения предпочитают обращаться к общественному мнению.

Органы власти могут сами настраивать каналы непосредственного взаимодействия с группами интересов, если они в этом заинтересованны. Фазы взаимодействия групп интересов с властью: предпарламентские (мнение доводится до принятие государственных решений в т.ч. через трехсторонние комиссии в паламенте) - парламентския (тут действуют группы интересов, лоббизм, через политические партии, через информационные каналы).

Лоббизм - практика реализации интересов различных групп гарждан путем целенаправленного возлействия как на законодательную так и на исполнительную власть. Техники лоббирования: персональные связи с лицами, задействованными в политической системе.

В советское время: способы "порешать проблемы", професиональные "толкачи" в госплане. Все, что было в СССР, осталось у после: люди все делали как привыкли, как раньше. Отличались, в основном, только транснациональные корпорации, где свои вобственные внутренние порядки.

В постпарламентской фазе - осуществление принятых решений. Но и там еще можно вмешаться и исказить изначальный замысел до неузнаваемости.

Некоторые ученые считают, что сегодняшние партии - один из видов групп интересов. Границы почти стерлись.

Реализация групповых интересов - одна из важнейших функций политических партий.

Один из вариантов: принцип деятельности группы интересов - отказ от поддержание какой-либо партии. Могу они поддерживать то одну, то другую партию в зависимости от контекста (позиции партий в данный момент). Пример: профсоюзы в США поддерживают тех, кто поддерживет их.

Идеологически привержены одной партии колотеральные группы - они "колеблются вместе с линией партии". Профсоюзы в Европе поддерживают левые партии.

Группы интересов могут и сами создать партию. Не обязательно "материнская" организация исчезает, но иногда бывает и так: профсоюз "Солидарность" в Польше стали партией, а в Англии группа создала партию Лейбористов, но и сама сохранилась. Момент: когда группа интеерсов начинает бороться за власть.

Через общественное мнение. Ключевое звено - СМИ. Это могут себе позволить группы интересов, которые имеют широкую поддержку среди начеления. Некоторые группы интересов создают собственные СМИ.

Эффективность действия групп интересов зависит от политического режима. Также важен уровень легитимности самой группы. Не всякие интересы общество готово поддержать. У нас интересы бизнеса не легитимны. В Америке - Дженерал Моторс - "пророс в общество" (акционеры, сотрудники).

Эффективность тех санкций, которые может провести группа, претворяющая в жизнь свои интересы. Зависит от интеграции в общество, от экономической ситуации.

Немаловажный фактор эффективноти - ресурсы, которыми располагает группа. Ресурсы - это не только деньги, но и количество людей, хорошая организация группы, "связи" членов группы - институт "вращающихся дверей", на западе это часто запрещено, у нас - процветает.

Модели взаимодействия групп интересов с органами власти:

а) Плираюлистическая. Много разных групп, которые продвигают свои интересы. С другой стороны есть государство, которое прислушивается к этим группам. Всегда есть опасность, что вокруг министерства создастся привилегированная группа. Со стороны властей есть желание налаживать диалог с обществом. Люди могут состоять одновременно к разным организациям, которые не вступают в антогонистические конфликты.

б) Неокорпоративизм. 70-е годы. В некоторых странах западной Европы сложилась ситуция, когда бОльшее значение, чем парламентское представительство, стало играть функциональное представительство - взаимодействие групп интересов непосредственно с органами власти. Вообще эта идея древнее парламентского представительства, оно было уже в средневековье, где каждый член общества был членом какой-либо корпорации. "Представительство снизу" - это такая идея, но на деле получилось совсем наоборот: это получилась эффективная система корпоративного государственного управления (в т.ч. в фошистских странах) - это неокорпоративизм = либеральный корпоративизм = соцоитальный корпоративизм.

Парламентское представительство остается, государство имеет выбирать, с какими группами ему иметь дело, а с какими нет: оно может кому-то помочь, а кому-то помешать. Это "трипартизм"

в) Олигархический корпоративизм. Государство поддерживает несколько групп интересов, другие группы интересов просят не беспокоиться. Группы интересы - продукт целенаправленной деятельности государственных структур, с которыми они потом вступают в привелигированные отношения. Это "бипартизм": взаимодействие строится не публично, закрыто.