logo
вопросы и ответы по политсоцу

Политика, как сфера социальной жизни.

Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polis – город) и первоначально означал различные формы государственно­го правления. Так, название одного из первых произведений, посвя­щенных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дос­ловно так и переводится: «То, что относится к государству». Впослед­ствии за политикой закрепилось множество смыслов: сфера, линия поведения и действий, способ урегулирования, характер человечес­ких отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности политики, полученных с помощью разных областей зна­ния, по мере составления ее многочисленных типологизаций, клас­сификаций и оценок, подготавливалась почва для того «информаци­онного шока», который не только разнообразит понимание полити­ческой действительности, но и нередко блокирует саму возможность выделить в ней нечто главное.

политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправ­ленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и ис­пользования государственной власти в целях реализации своих обще­ственно значимых интересов.

Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой кон­куренции сопровождалось формиро­ванием особого слоя управляющих государством, которые стали про­фессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих норм и правил соци­альной деятельности. Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкури­рующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способнос­тей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.

Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных кон­тактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Стали меняться способы и фор­мы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социали­зации, содержание ролевых и функциональных нагрузок человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной области.

Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом ста­новления и укрепления государства, свидетельствовала о возникно­вении в обществе особой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над пуб­личной властью. Иными словами, процесс оспаривания государствен­ных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид со­циальности, который «уводил» общество от тех форм социальной организации жизни, что поддерживали целостность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «ме­стечковых» нравов и физического превосходства одной части населе­ния над другой. Политика дала людям новые, дополнительные воз­можности для овладения общественными ресурсами, породив при этом соответствующие способы и приемы их распределения и пере­распределения.

Таким образом, политика формировалась как особая система свя­зей, сохраняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повы­шения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информаци­онных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созида­тельные импульсы общественного развития. Благодаря политике об­щество освободилось от варварского способа удовлетворения группо­вых интересов – борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.

Однако, совмещая потребности и цели человеческих объедине­ний, политика неизбежно подвергает их селекции, создавая дополни­тельные возможности наиболее перспективным и жизнеспособным с точки зрения общества группам. Политика как глобальный меха­низм социальной регуляции способна изменять и «перевертывать» статусы групп, создавая для тех или иных слоев населения условия жизни, более адекватные обще-коллективным и межгрупповым инте­ресам. Конечно, здесь коренится постоянная возможность ошибки, возможность неверного определения и интересов общества, и возможностей отдельных групп. Позже мы увидим, как политика ком­пенсирует свои генетические слабости, сейчас же важно подчерк­нуть, что политика как способ постоянного выбора приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общественных изменений и развития является своеобраз­ным искусством налаживания и поддержания социального диалога.

Как особая социальная сфера политика демонстрирует различ­ную степень концентрации усилий власти в налаживании межгруп­повых отношений. Если процессы формирования органов государ­ственной власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на пери­ферии этих процессов могут решаться задачи, только приближаю­щие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования про­грамм, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании из­бирателей в надежде использовать эту память на следующих выборах.

По мере развития государства и общества, формирования тради­ций демократического и гуманистического использования принуди­тельных методов для конструирования социальной жизни неизбежно видоизменяются возможности и характер политического регулирова­ния. Если в период складывания государства политика использова­лась как способ жесткого подавления социального протеста различ­ных слоев населения, то в современных демократических государ­ствах она последовательно обретает черты механизма поддержки социального и культурного экспериментирования групп и личности, поддержки индивидуальных жизненных проектов.

В то же время невероятная сложность формирования политики, постоянно существующая внутренняя возможность использования ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических интересах правя­щей группы порождают противоречивые и даже противоположные оценки этого регулятивного механизма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся» сущность политики, которая извлекает из группового противопоставления «новые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как «по­литику политиков», а как «политику общественности», ищущую но­вые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социума. В то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная политика «парализует общество», ставя свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области их карьерного продвижения, повышения служебного и обществен­ного статуса, увеличения индивидуальных доходов и т.д.

Из лекции:

Политика не является изначально заданной, отдельной областью. То, что мы называем политическим зависит от того, как к этому относится люди. То есть, политическим являение становится в донаучном дискурсе.

НО: даже если явление называется политическим, по сути оно им может не являться.

=> Политика не имеет собственной экзистенции. Она существует в виде мышления, поведения людей. Отдельной политической реальности не существует. Политическое привностися в социальное бытие людьми.

=> Все, что угодно может стать политическим.

=> Политика - повсеместный факт человеческой жизни. Каждый из нас в той или иной форме вовлечен в политику.

Политическая сфера шире, чем набор явлений, которые носят конкретный и сугубо политический характер.

Каждый из нас является субъектом или объектом политики. Вне политики не остается никто.

Раймон Арон:

Политика - главная характерная черта сообщества, ибо она определяет условия любого взаимодействия между людьми.

Историчский подход: политикогенез.

Философский подход: логические концепции появления полтитики. Напр.: Почему? - Потребность в безопасности. Политика появляется при выработке определенных правил и появлении людей, которые следят за их соблюдением.

Гоббс (о созникновении политического тела):

  1. Изначально люди находятся в естественном состоянии, где нет привил, религии, обычаев и т.д.. Изначально все люди рождаются свободными и равными. Ничто так не свидетельствует о том, что нечто распределено между людьми равным образом, как то, что каждый доволен своей долей. ("Свой ум каждый видит вблизи, а чужие в отдалении".)

  2. Если все равны, то все имеют право на все! И это ведет к войне всех против всех. Условия для этого: что из себя представляет человек, люди как таковые. Люди от природы наделены страстями, это и ведет к тому, что начинается bellum omnia contra omnius. В такой ситуации никто не может быть уверен в результатах своего труда (т.к. остальные тоже имеют право на него).

  3. Но ведь люди наделены разумом, это их удерживает. Не гарантий личной безопасности.

  4. Люди приходят к мысли, что выйти из естественного состояния можно, заключив общественный договор. (Мнение Локка другое - людям свойственно не вредить себе.) Каждый договаривается с каждым, что "я отказываюсь от части своих прав, при условии что ты тоже отказываешь от своих прав.Эти права мы передаем третьему" (суверену).

Политика возникает из требований, взаимно предъявляемых людьми друг к другу. Из усилий по разрешению возникающих противоречий. Из усилий по распраделению дефицитных благ. И по руководству обществом в деле достижения общих целей. А цель - обеспечения безопасности.

Конфликты, которые должны регироваться особыми правилами, разрешение этих правил при помощи властных структур и правил.

Политика - процесс государственного управления;

общественного принятие решений;

стремление к власти и реализация этого стремления;

благородное стремление к справедливости и разумному порядку или стремление к власти.

Суворов: это тухлое яйцо.

Вернон ван Дейк:

Политика - это борьба субъектов, преследующих в общественной жизни конфликтующие меджу собой цели. (ничего не сказано о результате борьбы, является ли он политикой, максизм тоже так считает. Самым крайним проявлением этой точки зрения было мнение Карла Шмидта. Он был признан после его смерти. Связь с фашистами? В представлении К. Шмидта политика - представление "друг" и враг" - политика высекается из отношений очень острых. Политическое может извлекать силу из противоречий религиозных, социальных, моральных, правовых и др.. Политическое - не особое, а возникает из ассоциации или диссоциации людей от названных отношенй. Когда это ассоц. и диссоц. приобр острых характер, рождатеся политика.)

Другой подход - Талкот Парсонс: явление можно рассматривать как политическое, если оно затрагивает организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей данного коллектива. Политическое помогает достижению коллективных целей.

Дэвид Истон:

Политика - это регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. (а вот и результат борьбы).

Макс Вебер:

Понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все види деятельности по самостоятельному руководству. Политика банка, профсоюза, корпорации, умной жены. Что в них общего - это то, что помогает в достижении целей людей, которые имеют разные интересы и при этом вынуждены взаимодействовать между собой.

Понимание помитики как коллективного предприятия (т.к. невиданное развитие капитализма). Коллективизм+принуждение, насилие.

Политика - это предприятие, обеспечивающее признанное большинством общества принуждение, насилие. Все мы задействованы в этм предприятии, но по-разному. Именно поэтому оно функционирует. Можно выбрать качество участия:

  1. Политики по случаю (мы на выборах, митингах)

  2. Политики по совместительству ("Активисты" - для них это не дело всей жизни, но они активно эти занимаются, посвящают политике большую часть свободного времени)

  3. Профессиональные политики (гос. деятели, лидеры партии и т.п.)

Аристотель:

Политика - наука о человеческом счастье. Человек - животное политическое. Вне политики могут жить только боги (выше) или животные (ниже). То есть по Аристотелю политика - это как раз то, что делает человека человеком.

Политика - это борьба субъектов, преследующих в общественной жизни противоречащее друг другу цели, результато которой является регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. (Это универсальное определение!) Потилика возникает из разницы интересов и необходимости эту разницу регулировать.

Что делает институты политическими? - то, что они создаются для того, чтобы реализовать противоречащие или просто разные интересы и при этом "не пожрать друг друга". Политические институты существуют не для того, чтобы продвигать свои интересы, а чтобы общность продолжала существовать, чтобы создать возможность для реализации остальными их интересов.

Если политические огранизации начинают вести себя как все остальные, они теряют свою суть! Поэтому так опасна коррупция - т.к. доминируют частные интересы чиновников.

Главная цель - опять же обспечение безопасности. Наша проблема - отсутствие ответственности чиновников. Важно то, что по Гоббсу государство не наделяет людей никакими правами. Выступать против государства нельзя! Единственное основание - если суверен прикажет вас убить, т.к. это вы сами создали это государство.

Та или иная трактовка появляется в соответствии с особенностями времени. Однако есть и вечные проблемы, которые поднимали Аристотель, Платон и др. (напр.: Богатые - бедные).

Вывод: политика - это сфера, где сталкиваются различные интересы и происходит их урегулирование с помощью власти. Если бы не было противоречий, власть была бы не нужна. Кроме того, здесь сталкиваюся индивиды, которые конкурируют за власть.