Проблема предмета политической науки
Особую сложность политической науке придает специфический предмет ее исследования. В первом приближении можно сказать, что общественная наука в самом широком плане может изучать как тенденции и закономерности развития той или иной области жизни, так и ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений.
Традиционно ценность общественных наук, в том числе политической науки, определялась их способностью вскрыть причинно-следственные связи в социуме и на этой основе уловить повторяемость событий, в результате определив некие «объективные», постоянно воспроизводящиеся формы взаимной зависимости политики с другими областями жизни, типы человеческого поведения в этой области жизни, способы организации государства и т.д. Сторонники такого подхода считают, что найденные наукой закономерности дают возможность получить истинное знание и сформировать строгую систему универсальной политической науки.
В то же время многие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. В принципе они не отрицают, что в отдельных областях политического пространства могут складываться относительно устойчивые зависимости. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы признавать существование закономерностей функционирования и развития политического мира в целом
Многовековая практика действительно демонстрирует относительно устойчивые и повторяющиеся зависимости между различными компонентами политического, что отражено, к примеру, в так называемом железном законе олигархии Р. Михельса (фиксирующем тенденции к олигархиизации массовых партий); некоторых взаимозависимостях избирательной и партийной систем, описанных М. Дюверже; в открытых К. Марксом «законах классовой борьбы», характеризующих известную зависимость политических позиций крупных социальных групп от их материального (экономического) положения; в прослеживаемых транзитологами зависимостях реформации эпохи модерна от типа национальной политической культуры; в отмечаемых связях государственного правления с контролируемой им территорией (Ш. Монтескье) и т.д. Правда, и эти зависимости в силу исключительной динамичности и сложности политической деятельности имеют характер скорее относительно жестких связей (генерализаций), нежели универсальных законов.
Сторонники поиска политических законов не учитывают главного – того, что политические явления в принципе не могут быть подвержены однозначному толкованию и оценке. То, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается «регрессом». По справедливому замечанию С. Липсета, «при многовариантности любой причинно-следственной связи любые политические переменные неизбежно будут давать противоречивые результаты».* В силу этого невозможно объяснить все «конечные» факторы, которые определяют повторяемость человеческих действий, лежащих в основе закономерностей. И это тем более невозможно, поскольку политическое поведение граждан формируется в сложнейших сочетаниях причинно-следственной и функциональной зависимостей, круговых и линейных, волновых и циркуляционных типов политических изменений. Все это существенно снижает возможности формирования устойчивых зависимостей и тем более открытие универсальных закономерностей в политике.
*Lipset S.M. The Social Requisites of Democracy Revisited//American Sociological Review. 1994. Vol. 59. P. 12.
Конечно, на практике сформировались отдельные локальные зависимости, демонстрирующие, к примеру, наиболее оптимальные пути строительства партий или организации избирательных кампаний, достижения успехов на переговорах или в разрешении конфликтов и т.д. Но даже эти не столько закономерности, сколько правила оптимальной деятельности складываются в ограниченных сегментах политического пространства, причем тогда и постольку, когда и поскольку там удается обеспечить рациональное поведение и взаимодействие субъектов. А обеспечить это, как мы увидим далее, не всегда удается.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития