logo
вопросы и ответы по политсоцу

36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования

Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия по­литических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, не­прерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положе­нием, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведе­ния групп и индивидов, трансформации властных структур, разви­тия политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конку­рентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных пол­номочий или ресурсов.

В принципе конфликт представляет собой один из возможных вари­антов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неодно­родности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах не­совпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как технологически из­меряемая величина конфликт есть разновидность (и результат) конку­рентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, инди­видов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.

Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвую­щие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управле­нию конфликтом или к установлению (в той или иной форме) конт­роля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздей­ствия на политический конфликт предполагает трехступенчатую про­грамму действий:

В отличие от контроля управление конфликтами представляет со­бой форму целенаправленного влияния на различные компоненты кон­курентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соот­ветствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта. В этом смысле управление – это не просто более сложный тип созна­тельного конструирования действительности, но и более затратный тип деятельности, требующий большего применения сил, энергии и ресурсов для достижения цели.

Более того, осуществление управленческого воздействия на раз­витие конфликта непосредственно зависит от той модели соперниче­ства, которой придерживается воздействующий на него субъект. В ча­стности, в научной литературе выделяется несколько таких моделей, среди которых присутствует так называемый «инженерный подход», авторы которого трактуют конфликт как определенное изменение ситуации, требующее известной «достройки» либо в области структу­ры, либо поведения той или иной стороны, либо иных компонентов. В том случае, если удается верно определить этот критический для всей конструкции элемент и добиться его сознательной модификации в нужную сторону, то можно уверенно управлять течением событий.

Сторонники «гуманистического» подхода отстаивают иную модель действий, согласно которой управление конфликтом возможно толь­ко на основании постоянного сближения позиций сторон при помо­щи проведения консультаций, экспертиз, деятельности посредников и арбитров. В «управленческой» модели упор делается на формулиров­ке субъектом управления таких выдвигаемых перед сторонами конф­ликта задач, решение которых позволит им сблизить свои позиции и свои цели и примирить интересы.

На практике, как правило, используют те или иные сочетания подобных установочных моделей, на базе которых вырабатываются соответствующие технологии контроля и управления конфликтами.