logo
вопросы и ответы по политсоцу

Макроконцепции политики. Понятие политической системы

Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. При этом сущность политической системы он усматривал в целенаправленном распределении соответствующих ценностей, которые и делали возможной взаимосвязь всех человеческих действий, направляя их на задачи управления. Широта признания ценностей власти со стороны общества признавалась основной предпосылкой жизнестойкости системы. 

Понятие системы пришло к нам из естественных наук. Основоположником теории политической системы явл. Т.Парсонсом; Д. Истон - политическая наука должна предложить макротеории.

Понятие системы: есть некая совокупность элементов, которые между собой взаимосвязаны. Изменяя какие-то элементы мы можем повлиять на всю ситему вцелом. Два вида взаимоотношений в системе: взаимодействие и взаимозависимость. Если взаимодействие - изменение одного элемента ведет к изменению системы сразу или последовательно. Взаимозависимость: отношения между элементами системы не носят прямого независимого харектера. Если мы изменим один элемент, система остается неизменной, но если изменения приобретают массовый характер, ситема изменится. (Пример: все учатся на юристов, и только единицы - на инженеров. Спрос на юристов падает, а на инженеров снова возрастает.)

Системы бывают открытыми и закрытыми. Социальные системы практически не могут быть закрытыми. Закрытые системы - искусственные системы.

К макроконцепциям относися древняя и не отвергнутая до сих пор концепция государства.

Теории политической системы:

1) Д. Истон. Он основывался на общей теории систем. Политическая система погружена в среду, из которой она получает импульсы. Эти импульсы воздействуют на политическую систему, которая генерирует...

среда -> (input; опоры) [тут привратники]-> политическая система (здесь происходит конверсия - обработка и превращение действий в решения политической системы) -> (output) -> реакция среды

Т.о. цепочка замыкается. Система стремится к тому, чтобы самосохраниться, вырабатывает решения, которые должны вырабатывать такую реакцию среды, чтобы в ней нарастали опоры, а среда посылала такие импульсы, которые не вызывали бы дисфункцию системы.

Требования среды: совокупность запросов, просьб. Чтобы требования были восприняты политической системой, они должны быть абстрактными. Простое недовольство не может быть воспринято средой.

Кто формулирует требования? - формулирование требований может быть структурным и культурным. Это делают "партье, привратники", которые должны формулировать требования. Они также определяют в каком виде впустить или не впустить. Они придают требованиям форму, благоприятную для восприятия средой. Это могут быть знать, депутаты, партии и др..

Культурное регулирование - отбор требований согласно тому, насколько они значимы для той или иной среды. Маргинальные требования предъявляются, но не попадают в политическую систему.

Смысл: мы можем увидеть, что система на справляется с потоком требований ("короткое замыкание"). Система может перестать существовать, перестать работать. Причиной этого может быть плохая работа привратников, тогда требования пойдут в обход привратников (массовые акты, террористические акты и т.п.).

Опоры - те силы, которые поддерживают политическую систему. Они дают возможность сохраниться как системе. Опоры могут быть активными (демонстрации) и пассивные (когда люди просто не выступают против системы).

Варианты: требования очень сильны, но и опоры сильны (это система стабильной демократии). Требования сильны, а опоры слабы - кризисная ситуация. Опоры слабы, но и требования слабы (это как в СССР, и как сейчас - "не хожу на выборы, т.к. не вижу в этом смысла"), в этой ситуации система может должго существовать, хоть и не очень эффективно. Когда требования слабы, а опоры сильны - так не бывает.

Три вида опор (опоры - элемент легитимности): а) опоры политического сообщества - желание людей жить совместно в рамках данного политического сообщества, несмотря на то, что их что-то и не устраивает. Базируется на идеях, мифах, ценностях, которые мешают разделению.

б) опоры политического режима. Граждане поддерживают конституционные идеи, правовые нормы, воотще все. (В западных демократиях 85% приверженцев демократии, у нас - 32%, причем высокий рейтинг руководителей).

в) опоры политических авторитетов, персон. Поддержка конкретных руководителей. Когда доминирует именно этот тип опор (как у нас), у управляющих появляется большой простор для деятельности, что бы они не делали - их рейтинг не падает.

Ретроактивность (output). Цель входа - создание выхода, который должен пораждать новие импульсы среды.

Критика: не говориться, что происходит в "черном ящике". Кто находится внутри политической системы влияет ведь на результаты выхода. Уж очень прамолинейно взаимодействуют элементы политической системы. В политике больше действует принципо взаимозависимости.

2) Габриэль Алмондт - структурно-функциональная модель. Он попытался соединить микро и макроподход - раскрыть содержимое "черного ящика". (Алмондт на месте не стоит, он еще пишет новые книги.)

Модель включает три аналитических уровня: а) уровень процесса. На нем действуют политические структуры

функции процесса

input-> группы интереса, выполняют артикуляцию интерсов (формулируют их) -> политические партии, агрегирование интересов в политические программы (общие у разных групп) -> граждане делают выбор парламент выработка политики ->

-> осуществление политики Органы исполнительной власти Суды.

б) уровень управления (коллективными ресурсами)

функции управления

извлечение ресурсов (фин., чел.) регулирование ресурсов распределение и перераспределение

в) уровень системы (над предыдущими). Происходит адаптация общества к системе и системы к обществу.

3 функции на уровне системы: социализация, рекрутирование, коммуникация.

Идея воспроизводства системы тоже доминирует.

Критика: здесь нет возможности для развития, изменения системы.

3) Кибернетическая

4) Дойча. Тоже экологический подход. Акцент делается на взаимодействии в форме коммуникаций. Многие вещи рассматриваются с точки зрения взаимодействия.