Основные подходы к анализу политического поведения
Энтони Даунс - с основе политического поведения лежат принципы эгоизма - человек преследует собственные выгоды. Индивид рационален , он сопоставляет издержки и выгоды, которые он получит от своего выбора.
Питер Блау: политическое поведение - проявление рыночного обмена. Поведение субъекта рационально, он делает выбор ради обмена. Хомо политикус приравникается к человеку экономическому. От столкновения двух эгоизмов вполне может получиться общее благо.
Факторы, влияющие на политическое поведение: а) внешняя среда; б) собственные потребности; в) мотивы; г) установки; д) ценности; е) убеждения; ж) личностные особенности принятия решений (когнитивный стиль; вспомним работу Гринстайна о Карибском кризисе).
Политическое поведение - это любая форма участия в осуществлении власти или противо-действия ей. Оно может охватывать участие в формальных организациях или движениях, включенность в различные элементы политической системы или сознательное отстранение от них. Субъектами политического поведения могут быть индивиды и их объединения. К коллек-тивным субъектам относятся: электорат, общественные движения, толпа, масса, народ. Социальные группы - территориальные общности, горожане. Корпоративные группы - это группы образованные людьми близкими по статусу связанному с профессией, получением образования или организацией досуга и др. Организации - политические партии, их союзы, объединения, блоки, действия партий и их объединений. Индивидуальные и коллективные субъекты тесно взаимосвязаны, важнейшие свойства субъекта, а именно способность осознать собственные интересы и сформулировать цели соб-ственной деятельности, по-разному проявляются, как у индивидов, так и у групп. При доста-точной осознанности политического поведения, наличия цели деятельности можно говорить о политическом действии, т.е. сознательном и добровольном вмешательстве человека или группы в отношения власти. В сфере политики можно наблюдать все типы социальных дейст-вий (целерациональные, ценностнорациональные, традиционное как долженствование или как следование внешней норме). Кроме этого, действия в сфере политики имеют открытый и закрытый варианты проявления. Закрытый вариант - это бездействие, связанное с политиче-ским бойкотом или политической апатией. Политические действия открытого типа могут иметь как позитивное, так и негативное содержание, т.е. подразумевать отказ от каких-то действий, прекращение участия в каких-то действиях. О политических действиях можно гово-рить как о творческих или инерционных, инерционные подразумевают воспроизведение су-ществующих форм поведения, они консервативны по сути, их субъеты сопротивляются пере-менам. Факторы политического поведения Политическое поведение и политические действия всегда осуществляются в определенной и ограниченной объективной ситуацией, имеет чет-кий пространственно-временной контекст. Анализ такой ситуации - это исходный пункт уста-новления цели самого действия и исходный пункт для тех кто пытается понять эти цели. Объективная ситуация влияет на политическое поведение, влияет опосредовано, т.е. объ-ективные условия осознаются и оцениваются субъектом. Поэтому когда мы говорим о факто-рах политического поведения мы говорим именно о том, что осмысливается и лишь потом превращается (воплощается) в определенные формы политического поведения и действия. К таким факторам относятся: политические, т.е. степень свободы проявления и наличие каналов политического поведения. социально-психологические: - характерные черты индивида или народа, а также массовые социально-политические процессы: паника, психоз, заражение, мода. экономические: - степень экономической независимости субъекта, а также возможности материальной поддержки, манипуляций с субъектами. социальные: - характер и интенсивность социального контроля и группового взаимодействия. ситуационные: - они связаны с особенностями внутриполитической и международной об-становки, спецификой действий политических организаций и средств массовой информации. Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необхо-димостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных нача-лах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целена-правленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда пове-денческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять: - формы рациональных политических действий; - формы бессознательного политического поведения. Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контроли-руемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер опреде-ляется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения: 1.По субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.; 2.По склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению; 3.По ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революци-онные, военные; 4.По организационным формам и нормам поведения – организационные, институцио-нальные, неформальные; 5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, не-избежное, стихийное; 6.По продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся про-цесс; 7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт; 8.По степени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п. Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимуще-ственно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим уча-стием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимно-сти власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномо-чий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонст-рациях; участие в деятельности партий и групп интересов. Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:- ортодоксальное;- неортодоксальное; - политическое преступление. К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирова-ние политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в закон-ных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).К неортодоксальному отнесены не-санкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бой-коты, неофициальные забастовки). В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны). Сходную позицию занимает американский ученый У.Милбрайт, подразделяющий по-литическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвен-циональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиоз-ным и иным соображениям). К первому типу он относит голосование; участие в работе пар-тий и избирательных кампаний; участие в политической жизни общества; контакты с офици-альными лицами. Ко второму типу – участие в демонстрациях, бунты, решительные действия против безнравственных действий власти, участие в митингах, протесты, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие подраз-деляется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и на-сильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т.п). Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности: - формы активного участия; - пассивные, или иммобильные, формы участия. На основании форм политического участия и степени активности можно выделить четыре типа политического участия. Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Авто-номное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Манипулятивное участие – разновидность мобилизованного участия. В зависимости от степени вовлеченности гражданина в политику все типы политического участия делятся на акты низкой и высокой вовлеченности. акты с высокой вовлеченностью, включают поведение, требующее значительных экономических, психологических, физических и иных усилий. В политологии выделяют следующие теории политического участия: 1.Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утвер-ждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно дейст-вующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понима-ется стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно при том условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизация выгоды». 2.Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идео-логию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию личных политических ценностей с политическими ценностями государства. Последние фактически входят в структуру лично-сти. Однако расхождение личных и политических установок может вызвать резко негативную и даже враждебную реакцию против государства и политической системы. Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, дик-туемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установка-ми. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исклю-чительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той соци-альной ролью индивида в существующей политической системе. Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его соци-альным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем бо-лее вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти. 3.Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуют-ся взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, ста-бильности и др. Так, С.Липсет и Д.Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обуславливает сглаживание социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.) При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого уча-стия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные усло-вия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются ,увеличивая количество требований (и требующих), предъявляе-мых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате поли-тическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связа-на с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах. Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным. Существуют различные причины этого положения. С определенным типом личности связано не только участие в политике, но и неучастие в ней и, в частности, такое явление, как абсентеизм. Он представляет собой уклонение граждан В политической науке абсентеизм оценивается неоднозначно.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития