Социально-демографическая и правовая ситуация в селе Ивановское Селемджинского района (1999-2000гг.)
Т. С. Сафронова
Село Ивановское расположено на притоке реки Большая Эльга в 53 км от районного центра - поселка Экимчан на севере Селемджинского района. Село основано в 1893 году как прииск Ивановский, в 1931 году здесь был образован оленеводческо-звероводческий колхоз "Улгэн" ("Звезда"), в настоящее время - совхоз.
В селе Ивановском на 01.01.2000 г. проживало 428 человек, из них эвенков - 308 человек. Из числа эвенков в трудоспособном возрасте 181 человек, моложе трудоспособного - 103, старше трудоспособного - 24 человека. За последние 5 лет численность населения в селе сократилась на 4,9 %.
Демографическая ситуация среди коренного населения с. Ивановское, как и в других местах компактного проживания коренного населения, оставляет желать лучшего. Высоким остается уровень смертности эвенков. В 1999 году родилось 4 ребенка, умерло - 5 человек, причем четверо из них умерли от несчастных случаев и отравлений. Из умерших 60 % были в трудоспособном возрасте.
Низок уровень образования коренного населения, что подтверждается следующими данными: только 9,4 % эвенков имеют специальное образование, еще ниже процент представителей села с высшим образованием - их доля в общей численности населения составляет всего 4,2 %. Следует отметить, что среди мужского населения села всего 2 человека имеют высшее образование (одни из них ветврач, другой - учитель). Подавляющее большинство интеллигенции имеет педагогическое образование (17 человек), далее в порядке убывания следуют специалисты финансово-экономической сферы, торговли, культуры, медицинские работники. Из состава интеллигенции трое работают руководителями организаций - это директор совхоза Никифорова Светлана Дмитриевна, директор школы Ефремова Римма Алексеевна и заведующая дошкольным учреждением Тимофеева Елена Анатольевна.
В связи с низким образовательным уровнем и профессиональной подготовкой для аборигенов села весьма ограничена сфера приложения труда. Большинство эвенков работают на неквалифицированных работах с низкой оплатой труда.
Экономикообразующим предприятием села является совхоз "Улгэн", основные отрасли которого - оленеводство и охотничий промысел. Традиционные отрасли хозяйства, являющиеся для народов Севера основой их национальной и культурной самобытности, сегодня переживают трудные времена. Не стал исключением и совхоз "Улгэн". Несмотря на финансово-хозяйственные трудности, хозяйство стремится выправить положение в лучшую сторону. По сравнению с другими национальными хозяйствами совхоз работает экономически наиболее эффективно, имеет наименьшую кредиторскую задолженность, принимает конкретные меры по стабилизации положения в этносообразующей отрасли - оленеводстве. Хозяйство из года в год улучшает показатели по добыче полевой пушнины: с 1995 года объем заготовок пушнины возрос в 2,5 раза.
Кроме того, хозяйство расширяет такие нетрадиционные виды деятельности, как заготовка леса, строительство. В перспективе планирует заняться золотодобычой.
Ключевым вопросом для коренных малочисленных народов Севера является вопрос о территориях традиционного природопользования. С землей народы Севера связывает особая духовная сила. Земля для эвенков - не только экономический ресурс, она необходима для сохранения этноса, его языка, самобытной культуры. Игнорирование этого факта обернулось тяжелыми последствиями для коренного населения.
В настоящее время промышленное освоение Севера вступило в глубокое противоречие с традиционным укладом жизни коренного населения, ибо оно велось и ведется без научно обоснованной программы, без учета последствий вторжения в хрупкую экосистему Севера и, главное, без учета интересов северян - эвенков, русских старожилов и представителей других национальностей, которым Север стал второй родиной.
К сожалению, освоение природных ресурсов северных территорий не обеспечило коренным жителям более высокий уровень жизни. Наоборот, они лишились лучших оленьих пастбищ и промысловых угодий, тайга оскудела, ухудшение экологической ситуации отрицательно отражается на здоровье северян. Эта проблема особенно актуальна для с. Ивановское.
Результаты медико-экологического обследования, проведенного участниками проекта "Улгэн: экология и здоровье эвенков" в 1999-2000 гг., подтвердили этот факт. Данное обследование установило прямую связь между нарушением экологического баланса и ухудшением состояния здоровья людей.
Следует отметить, что на федеральном уровне правовая база по защите интересов аборигенов имеется. Это соответствующие статьи Конституции РФ, федеральные законы " О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", отдельные нормы и положения федеральных законов "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", "О плате за землю", "О недрах", «Лесной кодекс РФ», "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "О национально-культурной автономии" и др. Вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов России регламентируются также нормативными правовыми актами: Указами Президента РФ от 22.04.1992 г. № 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера", от 15.06.1996 г. № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" от 03.06.1996 г., № 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ "О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера" и др.
Как видим, законодательство по коренным малочисленным народам России на федеральном уровне разработано достаточно полно, но многие законы бездействуют из-за отсутствия механизма их реализации. На региональном уровне законодательство, регулирующее жизнедеятельность народов Севера, только формируется.
В данной ситуации необходимо принять меры по защите мест проживания и хозяйственной деятельности народов Севера и оздоровлению экономики национальных хозяйств. Для этого в первую очередь необходимо принять законы области, обеспечивающие конституционные права народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, приоритетное традиционное природопользование, получение части платежей за использование недр в местах их проживания и хозяйственной деятельности, возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью предприятий всех форм собственности, а также физическими лицами. Давно назрел вопрос о необходимости проведения эколого-экономической оценки территорий традиционного природопользования народов Севера. В течение десятилетий открытым остается вопрос о рекультивации земель.
В целях защиты экономических интересов аборигенов все предприятия, ведущие хозяйственную деятельность в местах проживания народов Севера независимо от форм собственности, должны работать с национальными хозяйствами, юридическими и физическими лицами из числа народов Севера на договорных началах, в обязательном порядке проводить рекультивацию земель.
В настоящее время в России начался процесс формирования договорного процесса между коренными малочисленными народами, их общественными организациями и осваивающими их территории производственными предприятиями, который является одним из реальных механизмов реализации программ социально-экономического развития этих народов.
Но стабилизация социально-экономического положения народов Севера без государственной поддержки весьма проблематична, поэтому на данном этапе приоритетным должно быть бюджетное финансирование. Во исполнение федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в бюджетах всех уровней должна быть выделена защищенная статья расходов "Развитие экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера".
Результаты социологического исследования, проведенного в селе Ивановском в 2000 году
В ходе реализации пректа "Улгэн: экология и здоровье эвенков" в 2000 году в с. Ивановском Селемджинского района Амурской области было проведено социологическое исследование методом анкетирования. В результате обследования предполагалось получить обобщенный социальный портрет взрослого населения и молодого поколения с. Ивановское. Для заполнения было распространено 280 анкет, из них 220 анкет для взрослого населения (каждая анкета содержит 19 вопросов) и 60 - для молодежи и подростков (18 вопросов).
Основной объект обследования, как уже отмечалось ранее - население села Ивановское. Выборочная совокупность изучаемого населения представлена 112 человеками, что составляет 36,4 % населения села. Итоги анкетирования представляют определенный интерес и дают ответы на ряд важных вопросов жизни коренного населения.
В селе Ивановском с численностью населения 308 человек (по состоянию на 01.01.2000 г.) проживают представители 5 национальностей - эвенки, русские, якуты, буряты и украинцы. На территории села расположены сельская администрация, совхоз "Улгэн", общеобразовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, дошкольное учреждение, клуб, библиотека, частный магазин.
Совхоз "Улгэн" является ведущим предприятием и основным работодателем для населения. Основные отрасли сельскохозяйственного производства - оленеводство, пушной промысел, традиционные народные промыслы. Кроме традиционных отраслей хозяйства, совхоз занимается строительством и лесозаготовкой для своих нужд.
Возрастной состав опрошенных характеризуется следующими данными:
дети и подростки школьного возраста (12-17 лет) - 20,5 % (23 человека);
подростки и молодежь (18-29 лет) - 28,6% - (32 человека);
взрослое население (30-55 лет) - 45,5 % (51 человек);
56-70 лет- 3,6% (4 человека).
В анкетировании участвовал один респондент старше 70 лет, один человек не указал свой возраст. Доля женщин, принявших участие в анкетировании, составила 67,9 % (76 чел.) и мужчин - 32,1 % (36 чел.). Социальный состав респондентов: рабочие составили 27,7 % (31 чел.) в том числе оленеводы и охотники - 7,1% (8 чел.), служащие - 21,4 % (24 чел.), пенсионеры - 9,8 % (11 чел.), безработные 6,3 % (7 чел.). В опросе также приняли участие: одна студентка и один житель села, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью.
На вопрос об уровне образования ответили 102 человека. Из них высшее образование имеют 8,8% опрошенных (9 чел.), неполное высшее - 2,9 % (3 чел.), среднее специальное - 16,7 % (17 чел.), среднее - 47 % (48 чел.) неполное среднее -23,5 % (24 чел.).
Как видим, доля лиц, не имеющих профессионального образования, весьма велика и составляет 71,6 % (73 чел.). Среди молодежи нет ни одного человека с высшим образованием, неполное высшее образование имеет всего 1 человек. Среди опрошенных один человек - неграмотный.
Посмотрим, какие доходы имеют коренные жители села? И здесь статистика не очень утешительная. Обращает на себя внимание весьма низкий уровень доходов населения, как коренного, так и русского старожильческого. На данный вопрос ответили 108 человек. На момент проведения анкетирования размер среднего прожиточного минимума по северным районам составлял 1272,07 рублей на человека (по области - 1294,7 рублей). Анализ анкет показывает, что подавляющее большинство опрошенных в августе текущего года имели доходы ниже прожиточного минимума.
У 45,5 % опрошенных единственным источником доходов служит заработная плата. Наиболее стабильный доход имеют учителя средней школы. Но при этом только у одного из опрошенных учителей размер заработной платы составляет 3000 рублей, 7 из них имеют доход 2000 рублей на семью. Размер заработной платы респондентов, занятых на неквалифицированных работах (технички, сторожа), крайне низок и колеблется от 200 до 500 рублей в месяц. У 22,4 % опрошенных единственным источником доходов являются пенсии. 21,4 % респондентов в качестве дополнительного источника доходов указали наличие личного подворья (огород, скотина). Не ответили на данный вопрос 11,1 % опрошенных, 5 человек отметили, что не имеют никаких доходов. Как видим, подавляющее большинство респондентов имеет низкий уровень жизни, а их доходы не гарантируют им даже относительно обеспеченную жизнь.
На вопрос "Где бы вы предпочли проживать?" ответили 110 респондентов. Примечательно, что 51 % (56 чел.) из них хотели бы жить в родном селе, 30,9 % (34 чел.) - в городе (в т.ч. 1 человек - в г. Свердловске), 5,5 % - в поселке городского типа. В тайге хотели бы жить 11,8% (13 чел.) эвенков. Один респондент ответил, что хотел бы жить в Австралии. Данный ответ свидетельствует, что опрошенный осведомлен о жизни аборигенов в других странах и его выбор возможного места жительства не случаен: в Австралии в достаточной мере реализованы права аборигенного населения на сохранение его самобытности, национальных традиций, учтены экономические интересы при использовании территорий традиционного природопользования, предоставлены широкие возможности для повышения уровня образования и получения профессиональной подготовки молодежи.
Вопрос о состоянии здоровья является одним из уязвимых для населения села. На него ответили 63 человека. Только 11,1% опрошенных чувствуют себя здоровыми, 61,9 % оценили свое здоровье как удовлетворительное и 28,6 % - как неудовлетворительное. Надо полагать, что эти субъективные мнения респондентов в какой-то степени дают реальную оценку их здоровья.
К данному блоку относятся вопросы о распространении вредных привычек среди населения. Проблема алкоголизации коренного населения области - одна из самых острых, от решения которой зависит будущее народов Севера. Сегодня приходится констатировать, что все негативные стороны жизни эвенков связаны со злоупотреблением алкоголем. Кризис традиционных отраслей хозяйства, безысходность, безработица, отсутствие светлых перспектив в жизни провоцируют людей на пьянство. Нужно учесть и то обстоятельство, что в организме коренных народов Севера нет иммунитета к алкоголю из-за отсутствия фермента, расщепляющего этиловый спирт в организме.
По поводу употребления алкоголя ответили 109 человек, из них "да" ответили 37,6 % (41), "нет" - 56 % (61 чел.), "иногда" - 6,4 % (7 чел.). Средний возраст начала употребления алкоголя составил 17-18 лет. В 56 % непьющих входят дети и подростки школьного возраста, убежденные трезвенники, сознательно избравшие трезвый образ жизни, и люди, которые избавились от пагубной привычки в результате лечения (в т.ч. и методом кодирования). Следует отметить, что 56 %, не употребляющих алкоголь, весьма высокий процент для национальных сел, ситуация в других селах обстоит гораздо хуже. Из числа молодежи 45,5 % респондентов совсем не употребляют спиртное и не курят. В то же время есть случаи раннего употребления алкоголя - 12 лет у представителей молодежи из числа русского населения и 9 лет среди эвенков.
Каково же мнение жителей села по вопросу антиалкогольной политики? На данный вопрос ответили 74 человека. Большинство опрошенных - это 79,7 % (59 чел.) считает, что, прежде всего, необходимо организовать пропаганду здорового образа жизни. Среди опрошенных 12,2 % составляют приверженцы введения "сухого закона".
Среди других ответов можно выделить следующие: "Помочь людям закодироваться", " Больше внимания уделять культуре на селе, организации досуга молодежи", "Нужны смешанные национальные кадры учителей. Это должны быть грамотные люди, передовая часть населения, которая могла бы многое сделать для своего народа, рассказывать правду об алкоголе".
На вопрос "Вы курите?" ответили 108 человек, их ответы распределились следующим образом. Утвердительно ответило более половины опрошенных - 51,9 %, (55 чел.), "нет" - 47,2 2 % (51 чел.), "иногда" - 1 человек. Средний возраст начала курения составил 16-18 лет.
Как видим, вредные привычки среди населения распространены достаточно широко, при этом курению уделяется больше предпочтения, чем употреблению алкоголя.
Примечательно, что подавляющее большинство опрошенных на вопрос об употреблении наркотиков ответило отрицательно, тогда как в других регионах Севера России наркомания занимает все большее место в жизни подрастающего поколения и молодежи. Об этом свидетельствуют данные статистики, но это тема отдельного разговора.
Какие же отношения у наших респондентов с религией, какого вероисповедания они придерживаются? Опрос показал, что времена воинствующего атеизма уходят в прошлое, хотя позиции атеизма еще сохраняются достаточно сильно. На закрытый вопрос «Какого мировоззрения Вы придерживаетесь: безбожие, христианство, шаманизм, другое (указать)» ответили 100 человек. Анкетирование выявило равное количество приверженцев христианства и атеизма (по 45 %), шаманизм назвали 7 % опрошенных, на "веру в себя" указали 3 человека. Один респондент ответил, что никакого мировоззрения не придерживается.
Следующий блок вопросов касался этнокультуры, сохранения эвенкийского языка в повседневной жизни.
Важнейшим показателем сохранения этнокультуры и национального самосознания является уровень владения родным языком и его функционирование в повседневной жизни. Поэтому на вопрос "Пользуетесь ли вы национальным языком в повседневной жизни?" ответ "да" получен от 41,9 % взрослых респондентов, "нет" ответили 22,6 %, "иногда " - 35,5%. Среди молодежи уровень владения родным языком еще ниже. Пользуются языком своей национальности только 29,1 % опрошенных из числа молодого поколения ивановцев, иногда - 20%. Как видим, более половины опрошенных из числа молодежи (50,1 %) не владеет родным языком против 22,6% среди взрослых.
На вопрос "Умеете ли шить национальную одежду?" ответили 102 человека, из них 62,7 % шить национальную одежду не умеют, ответ "да" получен от 35,3 % опрошенных, "не очень" - 2 чел. Среди молодежи процент умеющих шить составляет всего 12,7 %.
Следующий вопрос касался использования национальной одежды в быту. На данный вопрос ответили 96 человек. Более половины из них (52,1 %) не носят национальную одежду, 34,3 % опрошенных ответили утвердительно и 13,5 % носят ее иногда. Из 55 представителей молодежи на данный вопрос ответили 37 эвенков Молодежь (47,3 % респондентов) из национальной одежды предпочитает носить только унты и шапки зимой, 7,3 % опрошенных носят ее как сценическую одежду на национальных праздниках или иногда - 12,7%.
Анализ ответов на последний блок вопросов подводит нас к неутешительному выводу об утрате национальных корней, традиций, родного языка, традиционного образа жизни и занятий, свидетельствует о деградации традиционной культуры.
Всего 11,8 % опрошенных хотели бы жить в тайге. И в этом нет ничего удивительного: таежный труд по-прежнему тяжелый, малопривлекательный для молодежи из-за неустроенности быта, отсутствия современных технологий, средств связи и механизации. В силу специфики работы оленевод оторван от семьи на многие месяцы, не пользуется благами цивилизации, далеко не всегда обеспечен продуктами и товарами первой необходимости.
Составители анкет специально для молодежи предусмотрели дополнительно еще три вопроса. Во-первых, это вопрос: "Какие у Вас есть препятствия в получении профессии?". Ответ на данный вопрос получен от 36 человек. Главным препятствием для 27,2 % являются финансовые трудности. По мнению 5 опрошенных, препятствием для получения профессии являются слабые знания, полученные в школе. Нет препятствий в получении образования только у 5,5 % респондентов. Не ответили на вопрос 7 человек.
Второй вопрос касался выбора профессии. Для молодого поколения наиболее привлекательными оказались профессии учителя, юриста, экономиста, механика, а также ряд рабочих профессий (водителя, повара). Среди предпочтительных профессий лидирует профессия учителя. Как видим, подростки и молодежь реально подходят к данному вопросу и выбирают профессии, которые могут пригодиться в селе "на всю жизнь".
Для молодежи предназначался также вопрос "Кого бы вы предпочли в спутники жизни (жену, мужа) по национальности и месту жительства?". На него ответило меньше половины опрошенных (45,5 %). Почти четверть опрошенных (24 %) из числа эвенков ответили, что хотели бы иметь в качестве спутника жизни представителя своей национальности, 12% - русской национальности, для 44 % респондентов национальность для создания семейной жизни не имеет значения. Один респондент ответил, что "хотел бы иметь жену в городе", одна девушка мечтает выйти замуж за американца, но "только чтобы он по-русски разговаривал".
Вопрос "Есть ли у Вас желание изменить жизнь свою и своих близких. Если "да", то каким образом?" не оставил равнодушным подавляющее большинство опрошенных - на него ответили 109 человек. Желают изменить в лучшую сторону свою жизнь и жизнь своих близких две трети респондентов. Для большинства из них улучшение жизни заключается в достижении материального достатка: "Хочу иметь хорошую работу, приличные финансы", "Повышение заработной платы", "Иметь нормально оплачиваемую работу". Своевременная выплата заработной платы волнует 6 человек.
Часть респондентов связывает улучшение своей жизни с возможностью получить хорошее образование и дать высшее образование своим детям. Родители хотели бы дать своим детям разностороннее воспитание и высказали мнение о необходимости преподавания в школе уроков музыки, риторики, иностранного языка.
Достаточно большое количество респондентов волнует проблема занятости коренного населения: "Нужно создать мастерскую по пошиву национальных изделий", "Создать рабочие места для молодежи", "Хотелось бы заняться предпринимательством, оказывать населению услуги, иметь для этого небольшое семейное предприятие". Кроме того, респонденты предлагают открыть в селе предприятие по переработке леса и лесных отходов.
К жизненно важным вопросам относится также вопрос о медицинском обслуживании населения, в частности, о лечении и протезировании зубов. Респондент-оленевод так и пишет: "Нужно обязательно организовать лечение и протезирование зубов, все население страдает одним - это зубы".
Ряд опрошенных волнуют общепоселковые проблемы - необходимость строительства в селе социально важных объектов - клуба, школы, открытие государственного магазина. Данное обследование показало, что наболевшей проблемой стало отсутствие транспортного сообщения с районным центром и соседними населенными пунктами.
Не обошли вниманием респонденты и важнейший для народов Севера вопрос - о территориях традиционного природопользования, в первую очередь вопрос о землепользовании. Как известно, земля для народов Севера - основа экономики и духовной культуры, первейшее условие сохранения традиционных отраслей, образа жизни, самобытной культуры и языка. Без территорий традиционного природопользования немыслимы возрождение промысловой и бытовой культуры эвенков и реанимация родного языка, имеющего сейчас статус миноритарного и маргинального.
В связи с тем, что доля оленеводов и охотников среди опрошенных составила незначительную часть (7,1 %), ответы на данный вопрос получены всего от двух респондентов. Один из них предлагает "аборигенам дать охотничьи участки", второй предлагает разрешить владение землей с правом наследования.
Последний вопрос анкеты "Какие отрасли в селе следует развивать?" - один из самых важных в данном исследовании. Анализ ответов свидетельствует, что почти всех респондентов (108 чел.) интересует судьба и перспективы развития села. 38,9 % из них убеждены, что в селе нужно развивать традиционные отрасли хозяйства и промыслы, 12 % - животноводство (свиноводство), 2 человека - птицеводство.
Несколько человек считают, что укрепить экономику села могут организация этнотуризма, поточная продажа национальных изделий и сувениров. Небольшая часть опрошенных выход видит в развитии личного подсобного хозяйства.
Часть респондентов считает, что наряду с оленеводством и охотпромыслом в селе необходимо развивать и нетрадиционные виды деятельности, добычу золота и лесопереработку.
Несколько респондентов высказали мнение о бесперспективности ведения сельскохозяйственного производства на Севере ввиду его убыточности из-за суровых природно-климатических условий и транспортной отдаленности. Один респондент высказался прямо: "Я не экономист, не политик, не юрист, но знаю, что у подножия гольцов ничего не растет". Тем не менее, нашлись сторонники развития в селе овощеводства на открытом грунте и создания современного тепличного хозяйства.
Следует отметить, что ни один респондент не высказал мнения о необходимости привлечения иностранных инвестиций, взаимодействия хозяйства с финансово-кредитными учреждениями в целях стабилизации его экономического положения.
Но в целом большинство опрошенных проявили заинтересованное отношение к проблемам своего села и перспективам его развития. Это вселяет надежду, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону, и жители села реализуют свое право на достойную жизнь.
- Благовещенский государственный педагогический университет
- Проблемы сохранения традиционных форм природопользования коренного малочисленного народа Приамурья в новых социально-экономических условиях
- I. Краткий обзор развития отраслей традиционного комплекса эвенкийского таежного хозяйства Северного Приамурья
- Структура денежных доходов от оленеводства в колхозах Амурской области в 1937-1975 гг. (%)
- Структура товарной продукции национальных колхозов Севера Амурской области за 1971-1975 гг., % к итогу*
- II. Современное состояние оленеводства и охотничьего хозяйства на территории традиционного природопользования севера Амурской области
- Площади оленьих пастбищ и расчет перспективного поголовья оленей в северных совхозах Амурской области
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов)
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов) (продолжение)
- Показатели численности северных оленей в Амурской области в национальных хозяйствах Севера и у населения в 1969 и 2001 гг. (на конец года, голов)
- Структура оленепоголовья Амурской области по формам собственности (на конец года, %)
- Показатели развития северного оленеводства в национальных хозяйствах Амурской области в 1971-2000 гг.
- Реализация северных оленей на убой в Амурской области в 1990-2001 гг. (живой вес, тонн)
- Сравнительная численность поголовья северных оленей в 1960-2003 гг., тыс. Голов на 1 января
- Ресурсы основных видов госохотфонда национальных хозяйств Севера Амурской области по состоянию на март 2001 года (тыс. Голов)
- Динамика заготовок соболя северными национальными хозяйствами Амурской области в 1985-2002 гг. (шт.)
- III. Социально-экономическое положение эвенков
- Численность населения в национальных селах Севера Амурской области в 1990-2003 гг. На 1 января
- Средняя месячная зарплата работников, занятых в общественном производстве, руб.
- Эвенкийские национальные предприятия Севера Амурской области
- Показатели финансово-экономического состояния северных национальных хозяйств Амурской области в 2000-2002 гг.
- Использованная литература
- Об исчезающем языке амурских эвенков
- Этнолингвистическая классификация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
- Распределение умерших эвенков по причинам смерти
- Распределение умерших эвенков по возрасту
- Распределение эвенков по возрасту
- Использованная литература
- Участие анализаторов тактильной, зрительной и слуховой чувствительности в формировании эвенкийского языка
- «Белые пятна» в языковой картине мира Амурчан
- Использованная литература
- Эколого-географическая характеристика среды проживания эвенков Амурской области
- I. Названия, связанные с географическими особенностями
- II. Названия, связанные с особенностями растительности
- III. Названия, связанные с животным миром
- IV. Названия, связанные с хозяйственной деятельностью
- V. Названия, связанные с бытом эвенков и обрядами
- Использованная литература
- Серебренников в.И. Проблемы таёжного природопользования восточной части зоны бам // Вопросы сельскохозяйственного освоения Восточной части зоны бам. - Благовещенск, 1978. - с.84-121.
- Эколого-ландшафтная характеристика района проживания эвенков в пределах поселка Бомнак
- Использованная литература
- Социально-экологические проблемы амурских эвенков л.Г. Колесникова, в.А. Кашина
- Среднемесячное потребление основных продуктов питания в семьях
- Суточное потребление основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийность в расчете на человека
- Социально-демографическая и правовая ситуация в селе Ивановское Селемджинского района (1999-2000гг.)
- Роль национальной литературы в формировании национального самосознания подрастающего поколения
- Использованная литература
- Традиционное воспитание детей у эвенков
- Использованная литература
- Профильная школа для детей Севера: теоретические предпосылки, эксперимент, опыт
- Использованная литература
- О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России
- Занятость детей профильным обучением по национально-прикладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
- Этнокультурная специфика физического воспитания аборигенов Приамурья (вторая половина XIX – начало хх вв.)
- Ивульдер (эвенкийская сказка)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ивульдер (вариант эвенкийской сказки)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ядерная лексика языка амурских эвенков (пробные словарные материалы джелтулакского говора)
- I. Слова, характеризующие человека
- II. Числительные
- III. Местоимения
- IV. Наречия
- V. Склонение имён существительных
- VI. Шаманская атрибутика
- VII. Слова, характеризующие животных турэр, ичэвкэндерил бэйнэлвэ
- VIII. Слова, обозначающие расстояние, вкус, вес, температуру турэр, ичэвкэндерил горово, дагаванӈу, амтава, ургэвэн, температураван
- IX. Слова, обозначающие форму, размер
- XIV. Глаголы, связанные с охотой
- XV. Промысловые звери
- XVI. Другие домашние животные
- XXIII. Природа, окружающий мир
- XXIV. Глаголы, связанные с приготовлением и потреблением пищи
- XXV. Глаголы, связанные с содержанием оленей и перекочёвкой
- XXVI. Глаголы, связанные с деятельностью человека и движением
- XXVII. Пища (еда)
- XXVIII. Домашние животные
- XXIX. Человек
- XXX. Части тела
- XXXI. Жилище и его части
- XXXII. Утварь, посуда, постель
- XXXIII. Женские, мужские вещи
- XXXIV. Одежда
- Наши авторы
- Амурские эвенки большие проблемы малого этноса