Профильная школа для детей Севера: теоретические предпосылки, эксперимент, опыт
А.Ф. Головин
Национально-прикладное искусство в различных видах его проявления находится в тесной связи с духовным миром народа, выражающейся в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества является связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждое изделие, дошедшее до нас, является истиной из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующий нашему времени. Так, житель Туры Эвенкийского автономного округа - эвенк Николай Ксенофонтович Карлин, которому было более 100 лет, рассказывал, что в 10-11лет научился управлять лодкой-берестянкой, ставить сети, настораживать самоловные орудия; в 12-13 лет добывал пушного зверя, дикого оленя, сохатого; в 15-16 лет умел делать нарты, камусные лыжи, лодки-берестянки. К этому времени он уже слыл хорошим охотником и оленеводом. Постоянно находясь в суровых климатических условиях, северянин создал себе удобную, легкую, теплую одежду и обувь, применяемую в охотничьем промысле, оленеводстве, на рыбалке и в быту.
Технологический процесс выделки шкур, изготовления жил для пошива одежды и обуви очень трудоемок. Эта работа выполнялась женщинами, мать терпеливо прививала дочери навыки при выделке шкур, изготовлению жил, кройке и шитью одежды и обуви, украшению их узорами, учила готовить пищу и поддерживать огонь в очаге.
В настоящее время влияние семьи в передаче мастерства своим детям значительно ослаблено, а в практике работы массовых школ прикладное национальное творчество введено факультативно и в виде дополнительного образования через кружки и объединения. В результате такого подхода к решению проблемы подготовки подрастающего поколения к традиционным видам народного прикладного искусства до сегодняшнего времени уязвимым местом школ Севера остались унификация, единообразие образования, игнорировавшие национальную, региональную и местную специфику. Психологическая наука утверждает, что дети коренных народов особенно способны к обучению национальным видам прикладного искусства. Более того, по этнографическим и археологическим данным, эвенкийское народное искусство, имеющее древние корни и в силу ближайшего соседства, значительно повлияло на развитие якутского (Саха) народного искусства.
Жирков Е.П., исследуя методологию и технологию обновления содержания в национальной школе, делает вывод о целостности обновления содержания образования в национальной школе: « Содержание трудового обучения должно в решающей мере определяться по принципу «от жизни и для жизни». Наряду с приобщением юношей и девушек к соответствующим видам традиционных промыслов и национальных прикладных занятий, трудовое обучение должно в определенном режиме включать элементы их подготовки к жизнедеятельности в условиях новых экономических отношений, перехода к рынку, учитывая при этом национальные особенности и возможности, начинающие проявлять себя пути адаптации нации к рыночной экономике, а также обретающие жизненные контуры модели ее экономического выживания и процветания в складывающихся условиях». [1]
Будущее поколение коренных малочисленных народов, в отличие от старшего поколения, действительно начинает жить в других условиях, находится в иных общественно-экономических отношениях. Такое понимание проблемы, изучение в целом системы трудовой подготовки детей, побудило нас исследовать ее в опытно-экспериментальной работе.
С 1995 / 1996 учебного года в рамках исследования нашей проблемы в учебный план и программы Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области был введен региональный компонент «декоративное прикладное искусство», начиная с 5 по 11 класс включительно. Практическую цель пересмотра и обновления содержания трудовой подготовки детей мы рассматриваем как осознанный и преднамеренный отказ от традиционной системы единого содержания трудового обучения в школе, которая нацелена на выработку у школьников умений и навыков без учета трудовых традиций народа, вне связи с условиями их жизни, с конкретными видами занятий и в отрыве от реальной перспективы их жизнедеятельности. В выборе методологии, принципов и конкретных форм осуществления пересмотра и обновления содержания трудового обучения и трудовой подготовки детей нам помогло изучение трудов по этнопедагогике академика Российской Академии образования Волкова Г.Н., [2] Афанасьева В.Ф., [3] Данилова Д.А., [4] Оконешниковой А.П., [5] Неустроева Н.Д., [6] Саввинова Т.Т. [7] и др. Педагогический коллектив, исходя из программы проведения опытно-экспериментальной работы, в соответствии с целями и задачами нашего исследования определил следующие основные направления и задачи, ожидаемые результаты и выход на конечные итоги:
- прикладное творчество в учебном плане и программах приобретает новое содержание как неотъемлемая часть политехнического образования;
- региональный компонент обусловлен как социальный заказ;
- региональный компонент призван прививать учащимся умения и навыки в национальных видах прикладных занятий и традиционных отраслях хозяйствования;
- разработка новых технологий введения в учебный процесс национально-регионального компонента;
- подготовка материально-технических, социально-бытовых условий для трудоустройства выпускников школ по направлениям профильного обучения в школе, формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей в местах их компактного проживания, подготовка кадров для эвенкийского села;
- создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников;
- коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания.
Профильное обучение по новому учебному плану и программам было введено по следующим направлениям:
- обработка и выделка шкур, меха;
- изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи;
- изготовление мужской и женской национальной обуви;
- обработка дерева и художественная резьба по дереву;
- работа с мехом, изготовление кумаланов, сумок, других предметов национально-прикладного искусства, сувениров.
Всего профильным обучением детей занято более 120 учащихся и 10 мастеров. Создан, на наш взгляд, вполне содержательный учебно-производственный технологический комплекс с различными цехами и кабинетами, выставочным залом.
На выполнение учебных программ профильного обучения в учебном плане школы предусмотрено:
10 – 11 класс 8 часов в неделю,
9 класс 6 часов в неделю,
7 – 8 класс 5 часов в неделю,
5 – 6 класс 4 часа в неделю.
После прохождения полного курса обучения (5-11классы) учащимся присваиваются разряды по 1-3 смежным направлениям профиля в зависимости от достигнутых профессиональных знаний и умений, а по результатам итоговой аттестации выдаются соответствующие документы, что предусмотрено в уставе школы.
Если в целом инвариантная (базовая) часть нашего учебного плана соответствует содержанию стандарта образования, то вариантная часть учебного плана состоит из национально-региональных компонентов: эвенкийский язык в 1-11 классах, углубленное изучение эвенкийского языка для всех желающих с 7-го по 11-й классы, профильное обучение (групповое и индивидуальное) c 5-го по 11-й классы, северное многоборье, студия изобразительного искусства и музыкальная студия.
Опытно-экспериментальная работа показала, что у школы в результате введения национально-регионального компонента в процесс трудовой подготовки детей выявлены дополнительные эффективные возможности для решения педагогических задач формирования и воспитания личности, нацеленной на будущее:
возможность приобщения детей к прикладному творчеству с раннего возраста;
многопрофильность декоративно-прикладного искусства, что позволяет учащимся освоить одновременно 2-3 и более смежных видов прикладного творчества;
занятие национально-прикладным творчеством – это обучение трудом, осуществляется связь между словом и трудовым процессом, т.е. результат обучения материализовывается в предмете деятельности;
мастер профильного обучения – непосредственный организатор процесса обучения, имеет возможности постоянного наблюдения за учащимися, уровнем сформированности у них умений и навыков;
ученик и мастер – «сотрудники»: мастер обучает, воспитывает и развивает своего ученика; ученик, работая совместно с учителем, «изучает» мастера, как тот вкладывает в каждое изделие свою душу, чувства, мастерство;
прикладное искусство связывает язык и действие. Во время занятий мастера, владеющие эвенкийским языком, учат разговаривать детей на родном языке, запоминать название изделий, трудовых операций. В процессе трудовой деятельности идет пополнение словарного запаса эвенкийского языка у тех детей, которые недостаточно владеют им, но желают знать язык.
Обучение национально-прикладному искусству – необходимая часть политехнического образования, в системе трудовой подготовки детей оно приобретает особый, целенаправленный характер. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы показали, что обучение национально-прикладному искусству, подчиняясь общей идее и логике воспитания творческой личности, будет эффективным и политехническим при соблюдении следующих системообразующих условий:
- обучение прикладному творчеству осуществлять на базе традиционной, основанной на культуре ручного труда технологии, умело сочетая машинную технологию с традиционным подходом к сохранению национального содержания и колорита;
- высокая квалификация кадров, как из числа профессиональных педагогов, так и мастеров-умельцев, приглашенных для работы с детьми, повышение их квалификации по трудовой подготовке школьников с учетом наклонностей, региональной и местной специфики.
Наше исследование и организационная опытно-экспериментальная работа, направленные на выполнение задач и целей исследования, позволили получить следующие результаты:
Выстраивая концепцию обновления и развития трудовой подготовки детей на основе интереса к национальной культуре, истории, традициям и обычаям, эвенкийскому языку, мы создали образовательный опорный учебно-производственный, технологический комплекс по профильной подготовке национально-прикладному искусству детей коренных народов Севера, который объединил детей и взрослых в реальной жизни – в разновозрастном микросоциуме.
В свою очередь, организация совместного труда взрослых и детей в цехах по национально-прикладному творчеству позволила решить ряд педагогических задач:
- все учащиеся 5-11 классов в течение недели по графику занятий посещают учебно-производственный комплекс профильного обучения, где организован целенаправленный процесс воспитания детей в общественно полезном труде: 95% учащихся 5-11 классов экспериментальной школы ежегодно заняты профильным обучением;
- в качестве взрослых выступают специалисты, мастера-умельцы, имеющие глубокие знания, высокое мастерство по традиционным видам прикладного творчества;
- в совместном труде осуществляется процесс социальной и трудовой адаптации детей, находящихся в интернате в течение 11-12 лет то есть на длительное время оторванных от семьи, или тех, для которых в семьях в силу ряда причин нет позитивных условий приобщения детей к труду;
- совместный труд взрослых и детей в школах Крайнего Севера – один из наиболее оптимальных и необходимых путей решения давно декларированной, но не решенной проблемы слияния школьного обучения с опытом народного трудового воспитания. По этому поводу Блонский П.П. писал: «Жить без взрослых для детей неестественно… трудовая школа есть жизнь, совместная культурно-трудовая жизнь детей и взрослых».
3. Сформировался новый подход в решении проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. При нынешней ситуации на перспективу, когда у государства нет ни средств, ни возможностей для решения важных социальных проблем в каждом селе, школа вынуждена брать на себя функции социокультурного, образовательного, частично социально-экономического развития села – подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.
4. Создано единое образовательное пространство внутри школы, села с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, исходя при этом из интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни. Школа работает в режиме развития.
5. За период опытно-экспериментальной организации профильного обучения в учебно - производственном комплексе школы удалось организовать творчество, сотворчество и содружество взрослых и детей, выразившееся в активизации творческой деятельности, как учащихся, так и педагогов, мастеров и др. Специальные выставки многих оригинальных работ учащихся и мастеров ежегодно открываются в школе, в краеведческом музее г. Тынды и областного центра, сельских Домах Культуры. В 1998 и 1999 гг. Первомайская средняя школа являлась участником Российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы «Дети России» в номинации «Национально-региональный компонент в учебном плане и программах».
6. Профильное обучение с 9-го класса ведется в рамках получения начального профессионального образования с выходом на специальность с последующим предоставлением работы по профильной специальности в создаваемом нами Центре – комплексе непрерывного образования и занятости выпускников и молодежи, способном решать не только собственно педагогические, но широкие социальные и социально-экономические задачи, что в свою очередь поможет стабилизировать ситуацию в районах компактного проживания коренных народов Севера Амурской области.
- Благовещенский государственный педагогический университет
- Проблемы сохранения традиционных форм природопользования коренного малочисленного народа Приамурья в новых социально-экономических условиях
- I. Краткий обзор развития отраслей традиционного комплекса эвенкийского таежного хозяйства Северного Приамурья
- Структура денежных доходов от оленеводства в колхозах Амурской области в 1937-1975 гг. (%)
- Структура товарной продукции национальных колхозов Севера Амурской области за 1971-1975 гг., % к итогу*
- II. Современное состояние оленеводства и охотничьего хозяйства на территории традиционного природопользования севера Амурской области
- Площади оленьих пастбищ и расчет перспективного поголовья оленей в северных совхозах Амурской области
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов)
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов) (продолжение)
- Показатели численности северных оленей в Амурской области в национальных хозяйствах Севера и у населения в 1969 и 2001 гг. (на конец года, голов)
- Структура оленепоголовья Амурской области по формам собственности (на конец года, %)
- Показатели развития северного оленеводства в национальных хозяйствах Амурской области в 1971-2000 гг.
- Реализация северных оленей на убой в Амурской области в 1990-2001 гг. (живой вес, тонн)
- Сравнительная численность поголовья северных оленей в 1960-2003 гг., тыс. Голов на 1 января
- Ресурсы основных видов госохотфонда национальных хозяйств Севера Амурской области по состоянию на март 2001 года (тыс. Голов)
- Динамика заготовок соболя северными национальными хозяйствами Амурской области в 1985-2002 гг. (шт.)
- III. Социально-экономическое положение эвенков
- Численность населения в национальных селах Севера Амурской области в 1990-2003 гг. На 1 января
- Средняя месячная зарплата работников, занятых в общественном производстве, руб.
- Эвенкийские национальные предприятия Севера Амурской области
- Показатели финансово-экономического состояния северных национальных хозяйств Амурской области в 2000-2002 гг.
- Использованная литература
- Об исчезающем языке амурских эвенков
- Этнолингвистическая классификация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
- Распределение умерших эвенков по причинам смерти
- Распределение умерших эвенков по возрасту
- Распределение эвенков по возрасту
- Использованная литература
- Участие анализаторов тактильной, зрительной и слуховой чувствительности в формировании эвенкийского языка
- «Белые пятна» в языковой картине мира Амурчан
- Использованная литература
- Эколого-географическая характеристика среды проживания эвенков Амурской области
- I. Названия, связанные с географическими особенностями
- II. Названия, связанные с особенностями растительности
- III. Названия, связанные с животным миром
- IV. Названия, связанные с хозяйственной деятельностью
- V. Названия, связанные с бытом эвенков и обрядами
- Использованная литература
- Серебренников в.И. Проблемы таёжного природопользования восточной части зоны бам // Вопросы сельскохозяйственного освоения Восточной части зоны бам. - Благовещенск, 1978. - с.84-121.
- Эколого-ландшафтная характеристика района проживания эвенков в пределах поселка Бомнак
- Использованная литература
- Социально-экологические проблемы амурских эвенков л.Г. Колесникова, в.А. Кашина
- Среднемесячное потребление основных продуктов питания в семьях
- Суточное потребление основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийность в расчете на человека
- Социально-демографическая и правовая ситуация в селе Ивановское Селемджинского района (1999-2000гг.)
- Роль национальной литературы в формировании национального самосознания подрастающего поколения
- Использованная литература
- Традиционное воспитание детей у эвенков
- Использованная литература
- Профильная школа для детей Севера: теоретические предпосылки, эксперимент, опыт
- Использованная литература
- О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России
- Занятость детей профильным обучением по национально-прикладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
- Этнокультурная специфика физического воспитания аборигенов Приамурья (вторая половина XIX – начало хх вв.)
- Ивульдер (эвенкийская сказка)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ивульдер (вариант эвенкийской сказки)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ядерная лексика языка амурских эвенков (пробные словарные материалы джелтулакского говора)
- I. Слова, характеризующие человека
- II. Числительные
- III. Местоимения
- IV. Наречия
- V. Склонение имён существительных
- VI. Шаманская атрибутика
- VII. Слова, характеризующие животных турэр, ичэвкэндерил бэйнэлвэ
- VIII. Слова, обозначающие расстояние, вкус, вес, температуру турэр, ичэвкэндерил горово, дагаванӈу, амтава, ургэвэн, температураван
- IX. Слова, обозначающие форму, размер
- XIV. Глаголы, связанные с охотой
- XV. Промысловые звери
- XVI. Другие домашние животные
- XXIII. Природа, окружающий мир
- XXIV. Глаголы, связанные с приготовлением и потреблением пищи
- XXV. Глаголы, связанные с содержанием оленей и перекочёвкой
- XXVI. Глаголы, связанные с деятельностью человека и движением
- XXVII. Пища (еда)
- XXVIII. Домашние животные
- XXIX. Человек
- XXX. Части тела
- XXXI. Жилище и его части
- XXXII. Утварь, посуда, постель
- XXXIII. Женские, мужские вещи
- XXXIV. Одежда
- Наши авторы
- Амурские эвенки большие проблемы малого этноса