Лысенко Владимир, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (Москва)
НКО стали мощной силой в регионах, которая помогает решать проблемы уязвимых слоев населения, просвещать людей во многих важных вопросах. Сегодня многие НКО выросли с уровня простых исполнителей проектов до уровня субъектов влияния на социальную политику. На экспертной встрече в Улан-Удэ шло обсуждение будущего НКО: как общественные организации могут влиять на выработку социальной политики в целом в Российской Федерации и в отдельности в субъектах и органах муниципального управления.
Большинство считают, что они должны активно предлагать Государственной Думе, президентам, губернаторам свои законопроекты. Но, так как в основном НКО работают на уровне муниципалитетов и субъектов РФ, то сегодня они не готовы это делать и не потому, что их предложения нестоящие, а потому что в Думе уважают сильные организации. К таким там относят организации ветеранов и инвалидов – это огромные объединения по несколько миллионов человек, которые выражают интересы именно этих социальных групп. Каждая партия, будь то СПС или коммунисты, знают, что если они откажут в просьбе этих организаций включить льготу или внести поправку в закон, то на выборах лидеры этих движений призовут всех ветеранов, инвалидов не голосовать за них и партия может просто не попасть в Государственную Думу.
Сейчас НКО не должны стремится вверх, а стараться максимально разойтись по горизонтали и охватить как можно большее количество людей. Думаю, что в дальнейшем общественные организации будут расширять свою деятельность на соседние регионы. Приведу пример: из 100 организаций награжденных на Тольятинском Форуме 41 работает в нескольких субъектах РФ. Когда организации будут укрупняться, они станут более мощными в финансовом и в социальном положении, и соответственно их влияние на социальную политику будет более сильное. Например, экологические организации. 3 миллиона человек приняли участие в организуемом ими общественном референдуме по вопросу о ввозе ядерных отходов.
Социальные НКО не могут сегодня организовать что-то подобное, потому что они разрознены по регионам. И они очень сильно зависят от власти. Они финансируются либо из региональных бюджетов, либо от западных фондов. Поэтому испортить отношения с губернатором области или мэром города – это значит, что завтра ты останешься без денег, помещения – без всего.
Зачастую общественные организации говорят властям не то что думают, а то, что нужно сказать, чтобы их не подвергли гонениям и не закрыли. Я вижу решение этой проблемы в объединении общественных организаций. Если она работает в двух или трех субъектах федерации, тогда губернатору было бы сложно на нее давить, потому что вне зависимости от него организация будет успешно продолжать функционировать в других регионах. А сам губернатор испортит свой имидж как человек, преследующий общественные организации.
Еще один момент. Думаю, что организациям нужно стремиться находить финансирование внутри России. Сегодня пожертвования в основном их выделяют нефтяные, газовые и алюминиевые «короли». Наши крупные бизнесмены начинают осознавать, что нужно не только получать прибыль, но и отдавать часть ее на то, чтобы помочь своим целевым регионам развиться: построить детские площадки, школы, больницы и т.д. Одна из задач власти установление контактов между бизнесом и общественными организациями. Чтобы бизнес с каждым годом все больше выделял средств на социальную политику в регионе, а не вывозил деньги за пределы субъекта. Это сотрудничество государства, бизнеса и НКО должно привести к тому, что появятся дополнительные средства и будет улучшена жизнь людей и общества в целом.
- Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Формирование социальной политики
- Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Представительство в рф
- International Research and Exchange Board (irex)
- Содержание
- Часть 1. Исследования
- Участие некоммерческих организаций в разработке социальной политики Введение. Актуальность и задачи исследования
- Методология исследования
- Социальные проблемы и приоритетные направления реформирования социальной политики рф
- Основные формы и методы участия нко в разработке социальной политики
- Факторы успехов и неудач нко в процессе разработки социальной политики
- Анализ информации, содержащейся в базе данных по реализованным формам участия нко в разработке социальной политики
- Об участии общественности в формировании социальной политики в регионах рф Введение. О социальной политике в современной России Социальная политика в регионе – это
- Об исследовании
- Участие нко в формировании и реализации региональной социальной политики Мнение сотрудников нко
- Нко не готовы, власти не хотят
- Мнение государственных и муниципальных служащих
- Сравнительный анализ Вклад нко в решение социальных проблем
- Взаимодействие нко и власти
- Причины, препятствующие развитию сотрудничеству
- Влияние Гражданского Форума на взаимодействие нко и власти
- Существует ли взаимодействие нко с органами власти?
- Как повлиял Гражданский форум?
- Механизмы и характер взаимодействия
- Причины неудовлетворенности
- Часть 2. Примеры
- Самарская область: обращения нко законодательную власть
- Республика Бурятия: участие в общественных советах при органах власти
- На уровне местного самоуправления
- Федеральное признание
- Внутри секторное партнерство
- Субъект рф
- Социальные услуги
- Новороссийск: общественная кампания
- Улан-Удэ: эффективные контакты
- Безбарьерная среда
- Репродуктивное здоровье
- Доступное жилье
- «Гражданская война» с ведомствами
- Краткая история
- Подготовка: отталкиваемся от проблемы
- Институализация: кампания и коалиция
- Результат
- Уроки Все по серьезному
- Для значительных перемен нужно много времени
- Постоянно ищите сторонников
- Кооперация и координация против администрации
- Вовлекайте в свои структуры официальных лиц
- Договариваться нужно с Правительством
- Не ориентируйтесь на крупные ресурсы внутри страны
- Предугадывайте шаги ваших оппонентов. Заранее готовьте ответ
- Открытость
- Урок об уроках
- Часть 3. Мнения
- Стратегия нко в формировании и реализации социальных программ. Ненаучный взгляд из глубинки
- Запасной сектор политики
- Интервью с участниками экспертной встречи Кавано Крис, Айрекс/про-нко (Москва)
- Мокиенко Роман, Айрекс/про-нко (Москва)
- Дмитриева Валентина, исар-дв (Владивосток)
- Якимец Владимир, Центра экологической политики России, Институт системного анализа ран (Москва)
- Ефременко Александр, Информационно-ресурсное агентство «Сигма» (Биробиджан)
- Боровых Александр, Центр поддержки нко (Москва)
- Лысенко Владимир, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (Москва)
- Часть 4. Данные
- Социальные проблемы и участие нко в разработке политики
- Участие нко в разработке социальной политики на федеральном уровне
- Участие нко в разработке социальной политики на уровне субъектов Федерации
- Участие нко в разработке социальной политики на муниципальном уровне
- Деятельность нко по разработке социальной политики
- Инициативы нко в разработке социальной политики на федеральном уровне Республика Алтай
- Алтайский край, Барнаул
- Республика Бурятия
- Иркутская область
- Кемеровская область
- Республика Мордовия
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Ростовская область
- Самарская область
- Читинская область
- Инициативы нко в разработке социальной политики на уровне субъектов рф Республика Алтай
- Алтайский край
- Амурская область
- Республика Бурятия
- Кемеровская область
- Республика Марий Эл
- Республика Мордовия
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Ростовская область
- Самарская область
- Читинская область
- Инициативы нко в разработке социальной политики на муниципальном уровне Республика Алтай
- Алтайский край
- Республика Бурятия
- Иркутская область
- Кемеровская область
- Краснодарский край
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Ростовская область
- Самарская область
- Ставропольский край
- Читинская область
- Приложения Термины38
- Литература
- Список участников
- Программа «мозгового штурма» Первый день
- Второй день
- Третий день