logo
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России

Лысенко Владимир, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (Москва)

НКО стали мощной силой в регионах, которая помогает решать проблемы уязвимых слоев населения, просвещать людей во многих важных вопросах. Сегодня многие НКО выросли с уровня простых исполнителей проектов до уровня субъектов влияния на социальную политику. На экспертной встрече в Улан-Удэ шло обсуждение будущего НКО: как общественные организации могут влиять на выработку социальной политики в целом в Российской Федерации и в отдельности в субъектах и органах муниципального управления.

Большинство считают, что они должны активно предлагать Государственной Думе, президентам, губернаторам свои законопроекты. Но, так как в основном НКО работают на уровне муниципалитетов и субъектов РФ, то сегодня они не готовы это делать и не потому, что их предложения нестоящие, а потому что в Думе уважают сильные организации. К таким там относят организации ветеранов и инвалидов – это огромные объединения по несколько миллионов человек, которые выражают интересы именно этих социальных групп. Каждая партия, будь то СПС или коммунисты, знают, что если они откажут в просьбе этих организаций включить льготу или внести поправку в закон, то на выборах лидеры этих движений призовут всех ветеранов, инвалидов не голосовать за них и партия может просто не попасть в Государственную Думу.

Сейчас НКО не должны стремится вверх, а стараться максимально разойтись по горизонтали и охватить как можно большее количество людей. Думаю, что в дальнейшем общественные организации будут расширять свою деятельность на соседние регионы. Приведу пример: из 100 организаций награжденных на Тольятинском Форуме 41 работает в нескольких субъектах РФ. Когда организации будут укрупняться, они станут более мощными в финансовом и в социальном положении, и соответственно их влияние на социальную политику будет более сильное. Например, экологические организации. 3 миллиона человек приняли участие в организуемом ими общественном референдуме по вопросу о ввозе ядерных отходов.

Социальные НКО не могут сегодня организовать что-то подобное, потому что они разрознены по регионам. И они очень сильно зависят от власти. Они финансируются либо из региональных бюджетов, либо от западных фондов. Поэтому испортить отношения с губернатором области или мэром города – это значит, что завтра ты останешься без денег, помещения – без всего.

Зачастую общественные организации говорят властям не то что думают, а то, что нужно сказать, чтобы их не подвергли гонениям и не закрыли. Я вижу решение этой проблемы в объединении общественных организаций. Если она работает в двух или трех субъектах федерации, тогда губернатору было бы сложно на нее давить, потому что вне зависимости от него организация будет успешно продолжать функционировать в других регионах. А сам губернатор испортит свой имидж как человек, преследующий общественные организации.

Еще один момент. Думаю, что организациям нужно стремиться находить финансирование внутри России. Сегодня пожертвования в основном их выделяют нефтяные, газовые и алюминиевые «короли». Наши крупные бизнесмены начинают осознавать, что нужно не только получать прибыль, но и отдавать часть ее на то, чтобы помочь своим целевым регионам развиться: построить детские площадки, школы, больницы и т.д. Одна из задач власти установление контактов между бизнесом и общественными организациями. Чтобы бизнес с каждым годом все больше выделял средств на социальную политику в регионе, а не вывозил деньги за пределы субъекта. Это сотрудничество государства, бизнеса и НКО должно привести к тому, что появятся дополнительные средства и будет улучшена жизнь людей и общества в целом.