logo
Демидов А

1. История политической науки как предмет изучения

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, история которой ведет свое начало от политических учений глубокой древности. В духовной и практической жизни прошлого и настоящего политические учения играли и играют весьма важную роль. Они служили формой отражения политической реальности во всем ее многообразии и противоречивости. Будучи частью политического сознания, политические учения аккумулируют в себе главным образом теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, т. е. те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение   исторический   процесс   углубления   познания

политических явлений.

Поэтому вне предмета истории политических учений «в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политических и правовых явлениях» . Из сказанного отнюдь не следует, что такого рода высказывания и суждения не имеют существенного значения для истории политических учений. Они весьма важны не только для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теоретических концепций, но и для уяснения позиций тех политических групп, сил и классов, интересы которых эти концепции выражают. Однако ихроль в отношении  теоретического  знания  является  подчиненной. Возникновение и развитие систематизированного, концептуально оформленного политического знания было объективно обусловлено потребностями социального существования людей в классовоорганизованном обществе. «Без общезначимого категориально-понятийного знания,— отмечает Д.И. Луковская,— человек оказался бы дезориентированным в мире политики, государства и права. Формирование такого знания было, следовательно, социально ценностным и практически необходимым» .

Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности. В этом смысле

 

==14

политические учения представляют собой существенную часть мировоззрения общества, социальных групп и личностей.

Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе. Нет и не может быть подлинной политической культуры в обществе без глубокого знания того огромного богатства политической мысли, которое выработало человечество за более чем четырехтысячелетнюю историю своего государственного развития. Нет и не может быть подлинной политической культуры общества без  включения этого богатства  в систему современных политических понятий и категорий, разумеется, под углом зрения его современного осмысления. Пройдя через соответствующие познавательные и социальные фильтры, политические учения прошлого естественным образом входят в ткань политических теорий современности.

История политической науки — это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронологическом (временном), пространственном (географическом) и портретном (портретно-индивидуализирующем) измерениях. Отдавая должное указанным способам анализа, нельзя вместе с тем пренебрегать и другими, в частности анализом политических учений под углом зрения тяготения их к той или иной интеллектуальной традиции. В нашей литературе уже обращалось внимание на важность использования именно такого подхода к анализу истории политических учений. В данной работе предпринята попытка проанализировать историю политических учений с позиций религиозной, юридической и политико-социологической традиций.

В пользу данного способа анализа свидетельствуют следующие доводы. Во-первых, религиозная, юридическая и политико-социологическая традиции были объективно обусловлены вполне конкретными экономическими, социальными, политическими и духовными условиями общества на определенном этапе его исторического развития. Не случайно в данной связи религиозная традиция оказалась господствующей в период феодализма, юридическая — в период промышленного капитализма, политико-социологическая — в период развитого капитализма. Во-вторых, каждая из указанных традиций имеет свою собственную историю, своих видных представителей и последователей, свою социальную и мировоззренческую базу, свой понятийно-категориальный аппа-

 

==15

рат и свою систему теоретических концепций, что дает основание говорить "об их несомненной специфике и соответствующей ей качественной определенности. И в-третьих, перечисленные традиции не существуют изолированно. Они находятся в противоречивом единстве между собой. С одной стороны, наблюдается тенденция к их самовыражению и самоутверждению, а с другой — к взаимодействию и даже взаимопроникновению. Так, например, религиозные заповеди, как правило, подкрепляются правовыми нормами, юридические законы нередко объявляются священными, политико-социологическое обоснование переплетается с нравственным, религиозным и правовым обоснованием. Нельзя не отметить и того, что все названные традиции органически вписываются в общий историко-философский контекст, приобретают специфическую философскую окраску.

Подход к анализу истории политических учений под углом зрения религиозной, юридической и политико-социологической традиций является плодотворным не только потому, что позволяет полнее систематизировать эти учения, но и потому, что дает возможность подвергнуть их новым трактовкам, оценкам и интерпретациям.

Что собой представляют вышеозначенные традиции, если о них говорить более конкретно?