Э. Политическая социализация личности
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм политической культуры, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике.Такой процесс называется политической социализацией. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта — определенной системы социальных ролей и культуры,— т. е. процесс становления человека как личности.
Понятие политической социализации употребляется главным образом в двух смыслах. Во-первых, для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентации. Во-вторых, для обозначения процесса передачи политических взглядов, идей, представлений и норм (т. е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим социальным группам и общностям. В этом смысле политическую социализацию называют также «культурной трансмиссией». Таким
==96
образом, в обоих случаях политическая социализация — это процесс, причем процесс единый, общий, хотя и осуществляющийся как бы на разных уровнях — индивидуальном и общественном. Соответственно этим уровням можно говорить о двух видах политической социализации — индивидуальной и общественной.
Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического «я», которое бы, с одной стороны, способствовало политическому самовыражению личности, а с другой — соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения. Хронологически данная разновидность политической социализации охватывает весь период жизни человека. Ее основные стадии — детство, юность и взрослость. Каждой из этих стадий соответствуют свои типы политических ориентации: детству — идентификация с определенной политической общностью (государством, нацией) и усвоение ее символов (флага, гимна и т. д.), патриотизм и лояльность; юности — более специфические знания о политических институтах и их назначении в обществе; наконец, взрослости — практическое осуществление тех или иных социальных ролей в политическом мире, реакция на политические события, программы, лозунги и т. д.
Результаты проведенных исследований показывают, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственное политическое «я» в основном вырабатывается к 18 годам, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20—30 лет, после чего либо еще более растет, либо начинает заметно снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостаток социального и политического развития в этом возрасте рано или поздно дает о себе знать в будущем.
Хотя основы политических ориентации закладываются уже в детские и юношеские годы, период взрослости также рассматривается в качестве важной стадии политической социализации. Сказанное объясняется следующими обстоятельствами. Прежде всего, из-за быстрых технических, социально-экономических и политических изменений невозможно предвидеть, каким будет мир даже в ближайшем будущем. Кроме того, политический мир становится настолько разносторонним и разнообразным, что создает все возрастающие трудности при определении индивидами своего мира. Значительно увеличивается горизонтальная и 4-337
==97
вертикальная социальная и политическая мобильность. Ребенок (юноша), социализованный в одной общественной среде, став взрослым, может оказаться в совершенно ином социальном и политическом окружении. И наконец, институты, ответственные за социализацию детей и юношей, например семья и школа, могут быть более компетентными в других областях знаний и в то же время 'менее компетентными в своих знаниях о политическом мире, чем те учреждения, которые осуществляют политическую социализацию в период взрослости (например, политические партии и движения).
Что касается другой разновидности политической социализации — так называемой культурной трансмиссии, то ее основное назначение, как уже отмечалось, состоит в передаче политической культуры от одного поколения к другим, от одной группы к другим социальным группам. Культурная трансмиссия осуществляется тремя путями. Первый путь — это поддержание и сохранение существующей политической культуры. Он связан, как правило, с передачей политических взглядов, норм, ценностей, ориентации и т. д. от старшего поколения к младшему — от родителей к детям, от учителей к ученикам, от преподавателей к студентам и т. п., причем старшее поколение выступает в роли контролера за соблюдением данного процесса. Передача может идти и иным порядком — от младшего поколения к старшему, когда, например, социализации подвергаются иностранцы, в частности иммигранты. В качестве агентов социализации здесь очень часто выступают дети. Именно они в первую очередь знакомятся в школе с политическими нормами и ценностями данной страны, а затем уже дома приобщают к ним старших.
Второй путь — преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры. Этот путь обусловлен постоянными изменениями, происходящими в экономической, социальной и политической структурах общества. Хотя западные политологи и делают оговорку относительно стабильности своего общества, тем не менее и они вынуждены признавать неизбежность таких изменений. Основными агентами социализации здесь уже выступают политические партии, государственные средства массовой коммуникации. В ряде случаев преобразованию подвергаются не только отдельные элементы политической культуры, но и определенные ее носители, например негры и индейцы в Америке, французы в Канаде, турки в Германии.
Третий путь — создание новой политической культуры. Таким путем идут главным образом те страны, которые впервые обрели возможность выбора самостоятельного экономического, социального и политического пути развития. Народы этих стран в силу
==98
обстоятельств исторического характера, и прежде всего в силу неразвитости экономических, социальных и политических структур, поставлены перед необходимостью формирования такого типа политической культуры, который бы, с одной стороны, органически вписывался в систему цивилизованных политико-культурных отношений современного мира, а с другой — максимально учитывал веками сложившиеся национальные и религиозные традиции.
Большое внимание представители рассматриваемой теории уделяют не только отдельным разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которых она осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социсишзсщии на две основные формы: прямую и косвенную.При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентации носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы, например, представления о политическом и государственном строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий, о внутренней и внешней политике, о характере политической идеологии и т. д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем. Например, в результате общения с родителями, учителями и другими неполитическими субъектами, обладающими определенной социальной властью, индивид развивает в себе чувство уважения (или неуважения) к власти и авторитету вообще, которое со временем переходит у него в чувство уважения (неуважения) к политической власти и политическому авторитету.
К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации — межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение (generalization). Проводя различие между прямой и косвенной формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней. И это не случайно, поскольку косвенная форма политической социализации, будучи связана с неполитическими ориентациями индивидов, рассматривается ими как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека. Прямая и косвенная формы политической социализации диалектически переплетаются и воспроизводятся в динамике политического мира личности в виде ее политической адаптации и политического самоопределения. Политическая социализация личности протекает в форме политической адаптации, если ее главной стороной выступает политизация, и в форме политического самоопределения, если ее главной стороной выступает генерализация, т. е.
==99
выведение политического «я» из всей системы установок, ориентации и ценностей личности.
Органы политической социализации подразделяются на первичные и вторичные группы. Критериями такого деления служат характер личных контактов и степень формальной организованности. Первичные — это непосредственно контактные и, как правило, неформальные группы. Вторичные — это неперсонифицированные группы с формально организованной структурой. К первичным группам политической социализации относятся семья, объединение друзей и товарищей (так называемые группы равных—peer groups), деловые, религиозные, игровые и прочие малые группы; к вторичным — школа, рабочие союзы, политические организации и средства массовой информации. Отдавая должное первичным органам политической социализации, нельзя в то же время умалять значение и вторичных органов, поскольку именно в их руках сконцентрированы такие рычаги воздействия на личность, которые практически недоступны первичным органам, как, например, радио, печать и телевидение.
00.htm - glava07
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- I. Политология как наука
- 1. Чем занимается политология
- 2. Функции политологии в современном обществе
- II. Методологические проблемы истории политической науки
- 1. История политической науки как предмет изучения
- 2. Религиозная традиция
- 3. Юридическая традиция
- 4. Политико-социологическая традиция
- III. Политическая наука за рубежом
- I. Как возникла и утверждалась политическая наука в американском обществе
- 2. Кто стоял у истоков американской политической науки
- 3. Политическая наука во франции
- 4. Раймон арон и морис дюверже. Их вклад в политическую науку
- IV. Природа политики
- I. Что такое политика
- 2. Есть ли у политики законы?
- 3. Политика: наука или искусство?
- 4. Политический прогресс и его критерии
- V. Человек и политика
- 1. Политика в системе ценностных ориентации личности
- 2. Легитимность
- Э. Политическая социализация личности
- VI. Политические отношения
- 1. Понятие политических отношений
- 2. Субъекты и объекты политических отношений
- 3. Политическое пространство и время
- 4. Политические интересы
- VII. Политическое поведение
- 1. Два лика политики
- 2. Формы и структура политического поведения
- 3. Специфика массового поведения в политике
- 4. Регуляция политического поведения
- VIII. Политическая власть
- 1. Природа власти
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Концепту альные модели гражданско-политической власти в современном обществе
- 4. Тоталитаризм как антипод гражданско-политической власти
- IX. Политическое сознание
- 1. Функции и структура политического сознания
- 2. Идеология: ее роль в политике
- 4. Общественное мнение
- 5. Политика и мировоззрение
- 6. Политическое и моральное сознание
- 7. Структура и динамикат10литической психологии
- X. Политическая культура
- I. Политика и культура
- 2. Структура политической культуры
- 3. Динамика политической культуры, ее типы и особенности
- 4. Становление демократической политической культуры в нашей стране
- XI. Политическая деятельность
- 1. Объективная детерминация политики. Политическая ситуация
- Использование политической власти как главного средства
- Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
- 2. Рациональное и иррациональное в политике
- 3. Соотношение целей и средств в политической деятельности
- 4. Виды политической деятельности
- 5. Политическое лидерство
- XII. Политическая система
- 1. Системный подход к изучению политической жизни
- 2. Структура и функции политической системы
- 3. Политический порядок
- 4. Государство в политической системе общества
- 5. Политические организации
- XIII. Политические процессы
- I. Революция и реформа
- 2. Восстание, бунт, мятеж, путч
- 4. Политическая кампания
- 5. Политическое решение
- 2. Корреляция — внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых
- 6. Прямое действие в политике
- 7. Политический плюрализм. Конфликт и кооперация в политике
- XIV. Политика и международные отношения
- 1. Международные отношения и место в них политических отношений
- 2. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений
- 3. Теоретическое обоснование международных политических отношений