logo
Демидов А

1. Политика в системе ценностных ориентации личности

На разных этапах развития человеческого общества политика играла далеко не одинаковую роль в жизни людей. В эпоху древнего мира она характеризовала основную направленность личности, что и побудило Аристотеля назвать человека существом политическим. Однако последующие эпохи внесли свои коррективы в соотношение ценностных ориентации личности, выдвинув на первый план те ее стороны и качества, которые в наибольшей степени отвечали интересам господствующих классов и социальных слоев общества. Так, например, в средние века человек рассматривался прежде всего как существо религиозное, в эпоху Возрождения — как существо естественное, натуральное. В XIX в. на человека больше смотрели как на коммерческое существо. XX век повлек за собой реабилитацию человека как существа политического. И это не случайно, ибо в XX в.

==89

произошли и происходят глубочайшие политические перемены, отражающиеся на судьбах миллиардов людей.

Вместе с тем и в XX в. взаимоотношение человека и политики не является однозначным. Оно зависит как от характера общественно-политического строя, так и от системы ценностей, которую создает тот или иной класс в обществе и которую разделяет данный индивид. Каждое исторически определенное общество и каждый общественный класс имеет свою систему ценностей. Сказанное, однако, не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие общих политических ценностей: свободы, достоинства и равноправия личности, общественного порядка и справедливости, демократии и ответственности. Борьба за эти ценности проходит через всю политическую историю человечества.

При всей -сложности взаимоотношений между личностью и политикой в них отчетливо выделяются две основные внешне противоречивые, но внутренне связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких слоев населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике. В числе этих форм особенно выделяются такие, как участие в управлении государством; участие в создании, реализации и охране законов, в судопроизводстве; участие в выборах, избирательных и иных политических кампаниях; участие в деятельности политических партий и других политических общественных организаций; восприятие политической информации и ее распространение; участие в формировании общественного мнения. Различаются также индивидуальное и коллективное, добровольное  и   принудительное,   активное   и   пассивное, традиционное и альтернативное, революционное и охранительное политическое участие .

Конкретные формы и уровень политического участия в том или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов. Увеличение доли свободного времени и повышение культурно-образовательного уровня населения в современных индустриально развитых странах усилили стремление масс к политическому участию.

Что  касается  второй тенденции — падения доверия  к официальным представителям политики,— то она находит свое

 

К оглавлению

==90

выражение либо в форме неучастия в осуществлении этой политики, либо в форме ее радикальной критики. Речь в данном случае идет о политике как деятельности, которая протекает по согласованным правилам и преследует соответствующие групповые интересы. В ней участвуют коалиции из различных групп, разгораются невероятные страсти, а посредничество осуществляется профессиональными политиками.

Падению доверия к современной политике в немалой степени способствуют следующие факторы. Во-первых, ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей. Примеры, подтверждающие живучесть данного фактора, можно черпать из политической жизни разных стран. Применительно к США это уотергейт, ирангейт, а еще раньше — неоправданная политика американского правительства в отношении Вьетнама, Индии и Пакистана, объясняемая ссылками на «национальные интересы», «интересы народа» и т. д. Применительно к нашей стране это введение войск в Чехословакию в 1968 году, война в Афганистане в 1979—1988 гг., военные акции в Тбилиси, Баку и Прибалтике в конце 80-х — начале 90-х годов, форосская авантюра 1991 г. и многие другие события. Сокрытие подлинных причин, лежащих в основе перечисленных событий, утверждает в массах мнение о том, что люди, стоящие у руля политики, могут меняться, а методы ее осуществления остаются прежними. Это мнение подкрепляется еще и тем, что новые политики весьма широко пользуются популизмом и демагогией в

целях дезинформации населения.

Во-вторых, широкое распространение в сфере современной политики получила коррупция. Причины коррупции достаточно многообразны, но все они укладываются в рамки порочного взаимодействия собственности и власти: деньги используются для продвижения на тот или иной государственный пост, а государственные должности, в свою очередь, используются как капитал, как средство приобретения денег и другой собственности. Естественно, смысл борьбы с коррупцией видится в разрыве этого взаимодействия или по крайней мере в установлении жесткого

контроля над ним.

В-третьих, отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти. Зарубежный и отечественный политический опыт свидетельствует о том, что в борьбе за обладание властью претенденты не скупятся на всевозможные посулы. Их предвыборные платформы напичканы самыми смелыми проектами экономических, социальных, политических и культурных преобразований. В них много обличений существующих порядков, критических замечаний в адрес политических и экономических структур, не способных решать насущные проблемы

==91

общества. Они взывают к избирателям, упрекая их в излишней пассивности и равнодушии к своему нетерпимому положению и побуждая к активным действиям в поддержку предлагаемых реформ. Но заканчивается избирательная кампания, приходит долгожданная победа, и предвыборные декларации тают как предрассветный туман. Так было вчера, так есть сегодня и так, вероятно, будет завтра.

И наконец, в-четвертых, девальвация основных политических ценностей и идеалов. Она имеет место там, тогда и постольку, где, когда и поскольку эти ценности и идеалы привносятся извне, а не вытекают из самой объективной реальности; ориентируются на коллективные суррогаты (государство, партию и их институты), а не на интересы конкретных личностей; внедряются в повседневную жизнь без учета веками сложившихся исторических, культурных    и    национальных   традиций;    извращаются политическими лидерами и не подкрепляются соответствующими экономическими и социально-политическими преобразованиями; отрываются от общечеловеческих ценностей и идеалов. В этом смысле ситуация, сложившаяся в нашей стране к середине 80-х годов, не была случайной. Она как нельзя лучше отражала весь комплекс противоречий, возникших между личностью и политикой в разных сферах общественной жизни.

По мнению известного американского политолога Р. Лэйна, много внимания уделившего изучению механизма вхождения человека в политику, «социальная структура воздействует на политическое поведение двумя способами: она влияет на мотивацию (позиции, цели, потребности, которые ассоциируются с ней) и на имеющиеся в наличии средства достижения политических целей» . Влияние групп на активность своих членов осуществляется через: определение содержания морали и обязанностей; формирование позиций в отношении к социальному окружению; влияние на самооценку; воздействие на жизненные цели; снабжение средствами достижения этих целей. «Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам: 1. Состояние приобщения человека к политике,выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социаль-

 

==92

ной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения, и, в-третьих, желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы. Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: отождествление себя с определенной политической силой в обществе — партией или движением; приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; уровень образования: с его повышением интерес, степень участия людей в политической жизни устойчиво повышается; социальный статус — представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации .

2. Состояние отчуждения или аномии,которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов вне и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых: чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий; потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить; убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей; минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе .

В аномии необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием, служить результатом целенаправленного отстранения социальной группы от возможности влиять на решение жизненно важных для себя проблем через систему государственных органов. Принижая и отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит

==93

его, однако, за рамки политики, способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение   индивидуальной   жизни   в    политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат: конвенционализм — отзывчивость  на  внешнее  давление, принятие внешних ценностей: несбалансированное уважение к авторитету; перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями; желание власти и боязнь ее; оправдание своего поведения поведением других; вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил: заговоров, конспирации и т. д.

Ныне становится все более ясным, что формирование ответственного отношения человека к политической деятельности возможно только при введении его в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация и гуманизация общественных отношений, расширяющая границы такого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем повышения влияния человека на политическую жизнь, позволяет отразить в ней многообразие интересов, которые она должна учитывать, и потребностей, которые она должна удовлетворять.