2. Формы и структура политического поведения
Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие :
==112
реакция,когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;периодическое участие,связанное с делегированием полномочий во. всякого рода выборах, политических кампаниях; деятельность в политических организациях, движениях, партиях;выполнение политических функций в рамках государственных органов:служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка, привлечение к осуществлению всякого рода контроля общественности за их деятельностью;посещение политических собраний,освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;прямое - действие —непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или
бойкоты; воздействие на ход политических процессов через обращения и письма,встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Весьма разнородными являются не только сами виды политического поведения, но и те основания, которые побуждают людей участвовать в нем. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Известна мощная .побудительная сила интересакак важнейшего стимула политической деятельности. Но из чего складывается отклик людей на такое воздействие, как формируется действие на его основе? Источником мотивации политического Действия служитналичие определенной проблемы в жизни политической общности,понимание острой необходимости ее решения. Но для того чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено —психологический импульс готовностик действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению—могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы или рассматриваться исполнителями как свершение определенной миссии по «освобождению», «завоеванию» или «восстановлению». Для действующего индивида оно оказывается фактором приобретения весьма важных социальных ценностей — поддержки со стороны других людей, ведет к
==113
появлению столь ценимого и важного для политической общности «чувства локтя», способствует налаживанию связей с элитой общества, становится средством выдвижения4.
Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований),как:роль,это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;статус,или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике; принадлежностьк группе,социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; участиев организации —группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.
В политологии существует стойкая традиция анализа политического поведения с акцентом на выявление его подсознательной мотивации, неосознаваемых оснований, таких, как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство виновности. Такая установка позволяет выявить личностный, причем далеко не рациональный смысл политики и политического поведения. Она была заложена крупнейшим политологом Г. Лассуэлом, в работе «Психопатология и политика» применившим метод психоанализа к истолкованию политических явлений. Смысл центральной для политики проблемы обеспечения единства частного и публичного интереса Г. Лассуэл видит в понимании политического интереса как продукта частных мотивов, перенесенных на публичный объект и рационализованных в терминах публичного интереса. Политическое поведение рассматривается как личностная реакция на социальные обстоятельства, мотивированная подсознательными влечениями. Важнейшее значение среди них имеет стремление к приобретению уважения окружающих через власть, сексуальные влечения и агрессию.
В принципе такого рода расширение границ поиска оснований и мотивов политического поведения является вполне оправданным, а включение в этот анализ сферы подсознания, глубинных структур и стереотипов поведения, сформировавшихся у человека в ранние периоды его жизни, просто необходимо и серьезно обогащает возможности объяснения специфики поведения людей в сфере политических отношений. Но политическое поведение в этом случае сводится к поступкам отдельной личности, рассматривается как результат специфики человеческой судьбы. За порогом исследовательского внимания остаются объективные
==114
причины, выдвигающие того или иного человека на авансцену политической жизни, ведь подсознательной мотивации подвергаются все люди, однако только некоторые становятся лидерами, за которыми идут другие. Признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требует учета многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит.
Это тем более важно делать, имея в виду, что в политическом поведении как в коллективном действии люди ведут себя по-разному, и среди основных его участников обычно выделяют
следующих: лидеры,возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть
различными; активисты —посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы;последователи —их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;лидеры мнения —не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают «поля» эмоционального и социального напряжения вокруг проблем, делают их объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но
не за директивой для действия.
Для характеристики различных модификаций политического поведения в литературе используется термин «политическая иммобильности» ,которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей, как ихвыключенность из политических отношений,обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью;политическая апатия,являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней;политический бойкот —выражение активной враждебности к политической
системе и ее институтам.
Люди избегают участия в политических делах в силу действия не только внешних, но и внутренних факторов, мотивов.
==115
Социально-психологическим состоянием, блокирующим механизм политического поведения, служит аномия — ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение.Очевидна сложность, многообразие причин и компонентов этого явления. К ним относятся:безвластие —когда собственное поведение субъекта не определяет течение событий;беззначимость(meaninaless) — ситуация, когда теряются ориентиры веры и это важнейшее основание действия исчезает;отсутствие норм(normless) — убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата;изолированность —отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе, они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов;самоотчуждение(self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события .
Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен абсентизма —отказа или воздержания от участия в выборах. Поскольку значение выборов в механизме организации и функционирования демократических политических систем Велико и практически все важнейшие институты формируются на их основе, то феномен абсентизма является традиционным предметом пристального внимания со стороны как теоретиков, так и практиков политики. Ведь в результате неуправляемости и нарастания явления абсентизма или организации избирательной кампании без учета причин и механизмов, его вызывающих, деятельность политической системы может быть просто блокирована и начнется ее разрушение.
Знание основных причин, способствующих неучастию в выборах, позволяет предвидеть многие неожиданности, предотвратить наступление негативных последствий такого рода акций. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда
сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1—2>, или из очень большого числа кандидатов, т. е. практика организации избирательных кампаний показывает, что существует некий оптимум количества кандидатов, переход за нижнюю или верхнюю границы которого грозит нарастанием абсентизма; существует тесная связь между Интенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением страны и рядового избирателя. На фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выглядит просто раздражающе и обо-
==116
рачивается отказом от участия в выборах, которые, на взгляд гражданина, выглядят пустой тратой времени и ресурсов; этот же результат наступает в том случае, если выборы в силу тех или иных причин бывают слишком частыми, следуют одни за другими: программы, образы кандидатов как бы накладываются друг на друга, теряют индивидуальные характеристики, не вызывают положительного, заинтересованного отношения; в силу тех или иных причин, может быть, и случайного порядка, возникает неприязнь к личности кандидата или к тому политическому течению, которое он представляет; немаловажный фактор, который необходимо всегда учитывать организаторам избирательных кампаний,— это так называемые противоречивые искушения, когда момент исполнения гражданского долга совпадает с периодом отдыха или отъездом, семейными праздниками, соревнованиями и т. д.
Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело.
- Введение
- I. Политология как наука
- 1. Чем занимается политология
- 2. Функции политологии в современном обществе
- II. Методологические проблемы истории политической науки
- 1. История политической науки как предмет изучения
- 2. Религиозная традиция
- 3. Юридическая традиция
- 4. Политико-социологическая традиция
- III. Политическая наука за рубежом
- I. Как возникла и утверждалась политическая наука в американском обществе
- 2. Кто стоял у истоков американской политической науки
- 3. Политическая наука во франции
- 4. Раймон арон и морис дюверже. Их вклад в политическую науку
- IV. Природа политики
- I. Что такое политика
- 2. Есть ли у политики законы?
- 3. Политика: наука или искусство?
- 4. Политический прогресс и его критерии
- V. Человек и политика
- 1. Политика в системе ценностных ориентации личности
- 2. Легитимность
- Э. Политическая социализация личности
- VI. Политические отношения
- 1. Понятие политических отношений
- 2. Субъекты и объекты политических отношений
- 3. Политическое пространство и время
- 4. Политические интересы
- VII. Политическое поведение
- 1. Два лика политики
- 2. Формы и структура политического поведения
- 3. Специфика массового поведения в политике
- 4. Регуляция политического поведения
- VIII. Политическая власть
- 1. Природа власти
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Концепту альные модели гражданско-политической власти в современном обществе
- 4. Тоталитаризм как антипод гражданско-политической власти
- IX. Политическое сознание
- 1. Функции и структура политического сознания
- 2. Идеология: ее роль в политике
- 4. Общественное мнение
- 5. Политика и мировоззрение
- 6. Политическое и моральное сознание
- 7. Структура и динамикат10литической психологии
- X. Политическая культура
- I. Политика и культура
- 2. Структура политической культуры
- 3. Динамика политической культуры, ее типы и особенности
- 4. Становление демократической политической культуры в нашей стране
- XI. Политическая деятельность
- 1. Объективная детерминация политики. Политическая ситуация
- Использование политической власти как главного средства
- Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
- 2. Рациональное и иррациональное в политике
- 3. Соотношение целей и средств в политической деятельности
- 4. Виды политической деятельности
- 5. Политическое лидерство
- XII. Политическая система
- 1. Системный подход к изучению политической жизни
- 2. Структура и функции политической системы
- 3. Политический порядок
- 4. Государство в политической системе общества
- 5. Политические организации
- XIII. Политические процессы
- I. Революция и реформа
- 2. Восстание, бунт, мятеж, путч
- 4. Политическая кампания
- 5. Политическое решение
- 2. Корреляция — внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых
- 6. Прямое действие в политике
- 7. Политический плюрализм. Конфликт и кооперация в политике
- XIV. Политика и международные отношения
- 1. Международные отношения и место в них политических отношений
- 2. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений
- 3. Теоретическое обоснование международных политических отношений