logo
Демидов А

2. Легитимность

Свое наиболее полное выражение социально-психологическое обоснование политики находит в теории легитимности. Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа.«Легитимность,— пишет С. Липсет,— означает способность системы порождать и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам общества . Несколько иное определение легитимности дает американский политолог Р. Мерельман. Легитимность, с его точки зрения,— это качество «моральной или целесообразной правоты режима», приписываемое ему населением . Д. Истон рассматривает в качестве легитимной такую систему, которая соответствует «собственным моральным принципам индивида, его собственному пониманию того, что является справедливым и правильным в политической сфере со

 

==94

При ' некоторых различиях все эти определения имеют то общее, что именно поддержка, оказываемая политическим системам со стороны населения, является необходимым условием их стабильности. «Стабильность любого данного государственного строя,— подчеркивает С. Липсет,— его долговременная способность принимать решения и обеспечивать их соблюдение без открытого применения, силы в значительной степени зависят от его законности и эффективности» .Отсюда основная цель политологов, занимающихся названной проблемой, по мнению сторонников рассматриваемой теории, состоит в том, чтобы исследовать источники легитимности, а также факторы, укрепляющие или ослабляющие поддержку населением политической

системы.

К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа:идеологическую Легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового, и персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.

Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (так называемый выразительный аспект идеологии), .а с другой — несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов (так называемый инструментальный, или манипулятивный, аспект идеологии). При этом «инструментальный», «манипулятивный» аспект идеологии, по мнению, Д. Истона, является преобладающим, ибо независимо от того, какой характер имеет та или иная идеология (мистифицированный, иллюзорный или реалистический), она захватывает воображение людей, объединяет их усилия и побуждает действовать в желаемом для политических лидеров направлении.

Другим источникомлегитимности является политический режим. В числе факторов, благоприятствующих развитию привязанностей индивидов к политическому режиму, обычно называют следующие. Во-первых, предоставление доступа к политическому процессу и политическим институтам новым социальным группам и слоям. По мнению С. Липсета, это обеспечивает лояльное

 

==95

отношение «новых групп к политической системе, а она, в свою очередь, позволяет старым господствующим институтам или стратам, как, например, монархии или аристократии, сохранить свой статус...» . Во-вторых, повышение национального престижа политической системы. В качестве примера приводится Франция во времена де Голля, проводившая курс на упрочение своей независимости, провозглашавшая превосходство французского языка и французской культуры.

В-третьих, установление правильных взаимоотношений между гражданской властью и военными, основанных на подчинении последних первой. В-четвертых, внедрение и распространение различного рода символов политической власти и режима: государственного гимна и флага, конституции и других важнейших законодательных актов, гербов и печатей в государственных учреждениях, клятвы в армии, своеобразного ритуала при вступлении в высшие государственные и партийные должности и т. п. И наконец, в-пятых, способность политической системы обеспечивать социальное благосостояние своих граждан.

Источником легитимности может быть и политический лидер. «Персональная легитимность» основывается как на харизматических качествах лидера, так и на умении многих политических деятелей подделываться под лидера.