6. Прямое действие в политике
Существуют два основных типаполитических процессов: когдавоздействие па политическую власть осуществляется через представительные органы,которые функционируют в рамках самой политической системы,и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы.Непосредственное участие в политике может идти институциональным, регулируемым путемпрямой демократиичерез механизм выборов, референдумов, плебисцитов, когда принимаются определенные нормы, регулирующие эти процессы, действует развитая система их регуляции и подведения итогов (избирательные законы, комиссии по проведению выборов и подведению их итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным путем: через«прямое действие» — непосредственное влияние граждан на органы политической власти через использование разнообразных форм политической активности — митингов, демонстраций, забастовок.
Политическое значение прямых действий достаточно многообразно, они выступают и как механизм давления и поддержки,
==236
форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с их массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками.
Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.
Митинг —собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несомненно, это мощное средство развития интереса, единовременного включения в политику больших масс людей, служащее зримым проявлением сложившегося в обществе отношения к той или иной проблеме, способу ее решения, политическому лидеру и действиям органов политической власти. Митинг — это и демонстрация, выявление политической позиции, занятой отдельным человеком или группой, средство определения поддержки или неодобрения ею того или иного акта политической власти или политического лидера.
При этом следует иметь в виду и наличие некоторых отрицательных качеств, ограничивающих митинг, его возможности и эффективность как средства в политике. В значительной степени эти качества возникают . из-за неопределенности состава участников митинга, что обычно рождает возможность самых противоречивых толкований и оценок на этот счет, например, в сторону увеличения или, наоборот, уменьшения данных о количестве участников. В ходе митинга делается акцент на использование средств, усиливающих аффектацию его участников при помощи всякого рода символики, разнообразных звуковых эффектов( упрощенной, снабженной разнообразными эпитетами политической лексики, «ярлыковой» терминологии, что блокирует способность рациональной оценки и принятия решения его участниками. К этому необходимо прибавить и часто встречающуюся в такой момент эксплуатацию различных предрассудков: национальных, антибюрократических, ненависти к преступникам, «кровососам», в качестве которых могут оказаться самые неожиданные фигуры или категории граждан. Поскольку критерии, процедура отбора ораторов на митинге обычно отсутствуют и полностью зависят от его организаторов, возможности манипулирования настроением и поведением людей в этот момент значительно возрастают.
Несмотря на внешние признаки спонтанности и в какой-то степени анархичности и неуправляемости, митинг—это акция, имеющая достаточно выраженные тенденции протекания, учет которых позволяет контролировать и направлять его ход. Обста-
==237
новка на митинге в значительной степени зависит от сравнительно небольшой, но активно действующей группы его участников, поддерживающих или, наоборот, явно противодействующих ораторам. Именно на их поведение ориентируется значительная доля митингующих, приходящих сюда без четко сформировавшейся позиции или просто из любопытства. Успех сопутствует тому из выступающих, кто выразит свою мысль наиболее просто, доступно, ярко, и она совпадет с уже выраженным или латентным (внутренним) настроем, сформулированными или зреющими требованиями. Большое значение в этот момент имеет поведение, выступление известных, авторитетных людей, в принципе в таком случае годятся все виды авторитета, признания, в том числе и приобретенного вне сферы политики.
Большое значение также имеет правильное использование пространства митинга, которое отнюдь не равноценно,— оно имеет стоящее перед трибуной и активно действующее, одобряющее или противодействующее ораторам ядро и снижающую свою активность по мере отдаления от ядра массу, периферия же этого пространства заполняется простыми зеваками. Поскольку часто митинг становится ареной противостояния и противодействия разных политических сил, здесь вполне возможны вспышки неконтролируемого насилия, разного рода провокации и эксцессы типа паники или элементарного хулиганства. Поэтому уровень организации митинга и со стороны его инициаторов, и со стороны дающих на него разрешение и контролирующих его властных структур должен быть максимально высоким, а сценарий, распределение обязанностей по обеспечению порядка на нем — предусматривать самые различные варианты развития событий.
Демонстрация —массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти. Как политический процесс демонстрация может иметь характер из года в год повторяющейся традиции, приобретая функцию карнавала или ритуала и превращаясь, собственно, не в политическое, а в культовое или развлекательное действие с незначительным политическим эффектом. Но она может иметь смысл открытого выражения большим количеством людей своей политической позиции, выполнять функцию поддержки или противодействия. Демонстрация для ее участников связана с выделением себя из массы, с показом своей осознанной готовности к определенным действиям, с пониманием своей ответственности. Это мощный фактор политической мобилизации и агитации, который при хорошей организации и проведении позволяет веско заявить о своих требованиях, подкрепив их массовой поддержкой, завоевать сторонников из колеблющихся. При массовом участии, внушительных размерах
==238
V,
демонстрация оказывается зримым средством сдерживания или устрашения политического противника.
Забастовка —прекращение работы с целью политического давления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой форме массового политического действия присуща способность в короткое время приобщить к выражению активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В ходе нее возникает остро ощутимая связь проблем, существенно важных для жизни отдельного человека или социальной группы, и проблем, затрагивающих интересы всего общества. В некоторых политических течениях, прежде всего в анархо-синдикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или государствам, считается наиболее действенным, решающим средством политической борьбы.
Но несомненно, что это и крайнее средство, к которому вынуждены прибегать борющиеся за свои права люди, ибо в результате ее использования наступают весьма тяжелые для всего общества последствия: происходит значительное нарушение экономической деятельности, влекущее за собой разрыв хозяйственных связей, причем часто весьма значительный и долговременный; затрагивая функционирование основы жизнедеятельности социальной системы — экономики, забастовка может открыть целую цепь трудно предсказуемых следствий; забастовку в полной мере можно назвать «средством массового поражения» в политике, так как она затрагивает не только тех, кто в ней непосредственно участвует или против кого она направлена, но и многих других людей, имеющих часто весьма отдаленное отношение к решению проблемы, вызвавшей забастовку. Больно, она ударяет и по самим забастовщикам.
Среди причин забастовок, как правило, доминируют социально-экономические — неудовлетворенность условиями жизни, организацией работы, стремление привлечь массовое внимание к определенной проблеме. Но основанием для забастовки могут быть и чисто политические причины: всем памятен августовский призыв Президента Б.Н. Ельцина объявить бессрочную политическую забастовку в знак протеста против попытки государственного переворота в стране.
На забастовку людей толкают экстремальные события, условия, которые далее терпеть становится невозможным, возникающее при этом доминирование негативных эмоций усиливает вероятность возникновения всякого рода срывов, неупорядоченных действий, всплесков насилия. Поэтому забастовка — это акция,
==239
требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, сроков, требований, источников поддержки участников, средств возможной компенсации нежелательного урона невольным жертвам забастовочных действий.
- Введение
- I. Политология как наука
- 1. Чем занимается политология
- 2. Функции политологии в современном обществе
- II. Методологические проблемы истории политической науки
- 1. История политической науки как предмет изучения
- 2. Религиозная традиция
- 3. Юридическая традиция
- 4. Политико-социологическая традиция
- III. Политическая наука за рубежом
- I. Как возникла и утверждалась политическая наука в американском обществе
- 2. Кто стоял у истоков американской политической науки
- 3. Политическая наука во франции
- 4. Раймон арон и морис дюверже. Их вклад в политическую науку
- IV. Природа политики
- I. Что такое политика
- 2. Есть ли у политики законы?
- 3. Политика: наука или искусство?
- 4. Политический прогресс и его критерии
- V. Человек и политика
- 1. Политика в системе ценностных ориентации личности
- 2. Легитимность
- Э. Политическая социализация личности
- VI. Политические отношения
- 1. Понятие политических отношений
- 2. Субъекты и объекты политических отношений
- 3. Политическое пространство и время
- 4. Политические интересы
- VII. Политическое поведение
- 1. Два лика политики
- 2. Формы и структура политического поведения
- 3. Специфика массового поведения в политике
- 4. Регуляция политического поведения
- VIII. Политическая власть
- 1. Природа власти
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Концепту альные модели гражданско-политической власти в современном обществе
- 4. Тоталитаризм как антипод гражданско-политической власти
- IX. Политическое сознание
- 1. Функции и структура политического сознания
- 2. Идеология: ее роль в политике
- 4. Общественное мнение
- 5. Политика и мировоззрение
- 6. Политическое и моральное сознание
- 7. Структура и динамикат10литической психологии
- X. Политическая культура
- I. Политика и культура
- 2. Структура политической культуры
- 3. Динамика политической культуры, ее типы и особенности
- 4. Становление демократической политической культуры в нашей стране
- XI. Политическая деятельность
- 1. Объективная детерминация политики. Политическая ситуация
- Использование политической власти как главного средства
- Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
- 2. Рациональное и иррациональное в политике
- 3. Соотношение целей и средств в политической деятельности
- 4. Виды политической деятельности
- 5. Политическое лидерство
- XII. Политическая система
- 1. Системный подход к изучению политической жизни
- 2. Структура и функции политической системы
- 3. Политический порядок
- 4. Государство в политической системе общества
- 5. Политические организации
- XIII. Политические процессы
- I. Революция и реформа
- 2. Восстание, бунт, мятеж, путч
- 4. Политическая кампания
- 5. Политическое решение
- 2. Корреляция — внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых
- 6. Прямое действие в политике
- 7. Политический плюрализм. Конфликт и кооперация в политике
- XIV. Политика и международные отношения
- 1. Международные отношения и место в них политических отношений
- 2. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений
- 3. Теоретическое обоснование международных политических отношений