logo
Демидов А

XIII. Политические процессы

Политическая система — сложное образование, и важно знать не только ее состав, но и все многообразие и сложность тех отношений, которые складываются между ее элементами, особенности их изменения. Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действии по обеспечению формирования, изме-

 

К оглавлению

==220

нения, преобразования и функционирования политической системы .В литературе выделяют следующие типы политических процессов:формированиеорганов политической системы, иначе этот процесс называется институализацисй;воспроизведениекомпонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;принятие и исполнение политических решений. Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства, незыблемости в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенным образом, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся, воспринимают разные их типы, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм,выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное;и революционаризм,представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации. Яркой иллюстрацией такой позиции может служить фрагмент программы бакунинского Международного социалистического альянса: «Мы понимаем революцию в смысле разнуздания всего того, что ныне называется дурными страстями и разрушением того, что на том же языке называется «общественным порядком». Мы не боимся, мы призываем анархию, убежденные в том, что из этой анархии, то есть из полного проявления освобожденной народной жизни, должны выйти свобода, равенство, справедливость, новый порядок и самая сила революции против реакции. Эта новая жизнь — народная революция,— не замедлит сорганизоваться, но она создаст свою революционную организацию снизу вверх и от периферии к центру — соответственно принципу свободы, а не сверху вниз, не от центра к периферии — согласно способу всякой власти» .

Общим следствием двух крайностей служит негативное отношение к политике, государству, рациональной регуляции социальной жизни.