2. Структура и функции политической системы
Из приведенных выше характеристик политической системы видно, что это достаточно сложное, многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В литературе отмечается, что «политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: 1) институциональной(государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества); 2)регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т. д.); 3)функциональной(методы политической деятельности, составляющие основу политического режима); 4)идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном
обществе идеология) .
Разделяя такой подход к представлению состава политической
системы, мы исходим из целесообразности выделения следующих
ее компонентов: 1) политической структуры—совокупности политических
организаций, институтов и отношений между ними; 2) политических и правовых норм,существующих и действующих в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических
процессов; 3) политической деятельности,включающей разнообразные
виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиты системы осуществления политической власти в обществе; 4) политического сознания,прежде всего таких его составляющих, какидеология и политическая психология, которые в каждой политической системе обладают специфическими характеристиками.
Центральным элементом политической системы служит
государство, именно оно осуществляет ее главную функцию — авторитарное распределение ценностей .Акцент на распределительной, а не на, скажем, производительной, собственнической или управленческой функциях политической системы достаточно красноречив и показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в
==206
этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Установление же политической регламентации всех производственных отношений оборачивается ограничением производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей столь жесткую степень зависимости экономики от политики.
Контроль за сферой распределения ценностей — предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимодействия и единства действий различных компонентов его структуры.Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник — различия интересов, способов ориентации социальных групп), преодолевать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, куда включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть тотальным, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность значительной дифференциации в степени доступности этих социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп. Но следует иметь в виду, что дезинтеграция, распад общества начинается с того момента, когда все эти жизненно важные процессы идут или помимо, или вопреки усилиям органов политической системы, которая не выступает ни их посредником, ни регулятором, а как бы «зависает» над сферой генерирования социальных конфликтов, во все большей мере превращаясь в ненужного или даже опасного для общества паразита.
Факторами обеспечения эффективностидеятельности политической системы служат: полнота и качество информации, влияющей на определение стратегии действия; скорость ответа системы на воздействие внешней среды, всякого рода запаздывания и отсрочки в реагировании снижают ее эффективность, служат признаком нарастания кризисных явлений; сам результат коллективного действия, чем меньше он расходится с первоначально выдвинутой целью, тем политическая система действует эффективнее.
==207
Об эффективности и устойчивости политической системы говорит также ее способность сосуществовать с несогласием. Подавление несогласия — явный признак слабости и недолговечности политической системы, отсутствия развитого механизма поддержания социального равновесия и гражданского мира.
- Введение
- I. Политология как наука
- 1. Чем занимается политология
- 2. Функции политологии в современном обществе
- II. Методологические проблемы истории политической науки
- 1. История политической науки как предмет изучения
- 2. Религиозная традиция
- 3. Юридическая традиция
- 4. Политико-социологическая традиция
- III. Политическая наука за рубежом
- I. Как возникла и утверждалась политическая наука в американском обществе
- 2. Кто стоял у истоков американской политической науки
- 3. Политическая наука во франции
- 4. Раймон арон и морис дюверже. Их вклад в политическую науку
- IV. Природа политики
- I. Что такое политика
- 2. Есть ли у политики законы?
- 3. Политика: наука или искусство?
- 4. Политический прогресс и его критерии
- V. Человек и политика
- 1. Политика в системе ценностных ориентации личности
- 2. Легитимность
- Э. Политическая социализация личности
- VI. Политические отношения
- 1. Понятие политических отношений
- 2. Субъекты и объекты политических отношений
- 3. Политическое пространство и время
- 4. Политические интересы
- VII. Политическое поведение
- 1. Два лика политики
- 2. Формы и структура политического поведения
- 3. Специфика массового поведения в политике
- 4. Регуляция политического поведения
- VIII. Политическая власть
- 1. Природа власти
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Концепту альные модели гражданско-политической власти в современном обществе
- 4. Тоталитаризм как антипод гражданско-политической власти
- IX. Политическое сознание
- 1. Функции и структура политического сознания
- 2. Идеология: ее роль в политике
- 4. Общественное мнение
- 5. Политика и мировоззрение
- 6. Политическое и моральное сознание
- 7. Структура и динамикат10литической психологии
- X. Политическая культура
- I. Политика и культура
- 2. Структура политической культуры
- 3. Динамика политической культуры, ее типы и особенности
- 4. Становление демократической политической культуры в нашей стране
- XI. Политическая деятельность
- 1. Объективная детерминация политики. Политическая ситуация
- Использование политической власти как главного средства
- Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
- 2. Рациональное и иррациональное в политике
- 3. Соотношение целей и средств в политической деятельности
- 4. Виды политической деятельности
- 5. Политическое лидерство
- XII. Политическая система
- 1. Системный подход к изучению политической жизни
- 2. Структура и функции политической системы
- 3. Политический порядок
- 4. Государство в политической системе общества
- 5. Политические организации
- XIII. Политические процессы
- I. Революция и реформа
- 2. Восстание, бунт, мятеж, путч
- 4. Политическая кампания
- 5. Политическое решение
- 2. Корреляция — внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых
- 6. Прямое действие в политике
- 7. Политический плюрализм. Конфликт и кооперация в политике
- XIV. Политика и международные отношения
- 1. Международные отношения и место в них политических отношений
- 2. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений
- 3. Теоретическое обоснование международных политических отношений