logo
Да здравствуют элиты!

Боярство на Руси

На руси сложилась боярская аристократия. Отличало ее:

Первый источник боярства – княжеская дружина, ее члены входили в совет. И только со временем они стали получать земли, со временем в кормления, превращались в вотчины. Внедрение и распространение вотчинного уклади и стало со временем причиной разложения дружины. Статус вотченника приводил ко внутреличностному конфликту. Нужно было находиться на службе, а хотелось развивать свое хозяйство.

С 12го века и до мангол боярство достигло наивысшего политического влияния. Оно обогатилось, не только через вотчины, но и через военные походы и торговлю; боярство выросло количественно, за счет пополнения дружин удельных князей. И это побуждало князей считаться с боярами, а иногда и согласовываться с ними. Иначе у князей только младшая дружина, а с нею всех династических споров не решить. Некоторые бояре могли и выбирать, какому князю именно служить.

Были и такие земли, где бояре подчинили князей (Киев и Новгород). Там княжеские династии так и не сложились.

Нашествие монголов достаточно сильно все упростило. В ходе сражений и набегов, резко сократилось количество и бояр и князей, у которых можно было служить. Разгром городов лишил бояр и союзников из торгово-ремесленных слоев. После нашествия возможность бояр ограничивать князей снизилась, кроме таких городов где непосредственно монголов не было. Но несмотря на это их статус все еще был высок, но теперь статус был сопряжен с высокой доли риска военной службы в неспокойное время. В том числе сильно снизился их политический статус, с этих пор определение княжеской власти зависило от Золотой орды.

Образование Московского централизованного государства. Здесь меняется структура боярства. Земли централизуются вокруг осквы и в боярство включаются князья. Но первые князья не от туда, а из Литвы (Трубчинский князь, Дмитрий Ольгович).

Эти князья стали составлять значительную часть боярства и появилась новая фракция «служивых князей». Они считали себя более родовитыми, активно доролись с остальными боярами за право оказывать влияние. Появились в боярах выходцы и из Золотой орды. К концу 17 века в боярстве уже преобладали иностванцы. 18,3% рюриковичи, 23% польского происхождения, 17% татары и иные восточные народности, 4,6% великорусское происхождение, 11% происхождение не удалось установить. Такой состав лучше соответствовал имперскому новому типу государства.

К 16 веку боярство становилось важной политической силой, оно было нужно как противовес удельно-княжеской аристократии. Лавирование между всеми видами бояр фиксировалось через браки государей. Важным механизмом регулирование отношений среди бояр – местничество. Оно зависило от родословной и состояния. В итоге в структуре думы это обстоятельство повлеклдо важное структурное деление на бояр и окольнических.

Ключевский пишет, что примерно из 200 бояр 130 к титулованным, 70 к нетитулованным. Но из 140 окольничих князья всего 30. Местничество было способом обороны аристократии от произвола власти. Это подтверждается до середины 16 веков. Позднее, с Ивана грозного местничество используется иначе, не как консервативная технлогия обороны, а как механизм карьерного продвижения нетитулованной власти.

Конфликт связанный с появлением опричнины. На утверждение нового качества власти бояре ответили саботажем и заговорами. Они считали, что царь – первый среди них, должно быть соправительство. Царь Иван Грозный был с этим не согласен. Некоторые попытались возродить традицию отъезда к другим правителям на службу, но это уже измена. Царь реорганизовал боярство, страна перешла на мобилизационный путь развития, пришли опричники вроде Малюты Скуратова.

Тесные связи боярства с православной церкви. В условиях отсутствия возможности карьерного роста многие баярские отпрыски переживали кризис, они переходили в статус «детей баярских». Те кто не хотел, принимали монашество и нередко становились активными религиозными деятелями. Они не теряли связи с домом и выражали соответствующие ценности и интересы. Практически идеологи боярского десиденства.

Пока влияние кныжеской аристократии, церкви была сильной, князья/цари могли быть арбистрами и контролировать, после опреичнины и смыты все различаи между фракциями спали и с тех пор государственнаянужда в местничестве отпала, сохранилось как обычий. Федор местничество отменил совсем. Именно это и стало началом паденитя боярства, он все менее и менее могло выполнять свои политические задачи и на передний план выходят новые элиты.