logo
Да здравствуют элиты!

Особенности рекрутирования постсоветской элиты

Одним из важных аспектов в элите является мобильность. Инкорпорации + экскорпорация + перемещение между фракциями.

В 909е – появляется способ «альтернативные выборы» (Президентские, парламентские и региональной элиты).

Динамика:

1991 – выборы президента + несколько глав регионов

1992 – 3 главы регионов

1993 – депутаты федерального собрания + 12 глав регионов

1994 – 6 губернаторов

1995 – вторые выборы в государственную думу + 15 глав

1996 – президент и 50 губеров

1997 – 17 губеров

1998 – 8 губеров

1999 – 3яя государственная дума + 13 губеров

После этого выстраивается относительно стабильный график выборов.

Из-за этого обновление правящего класса происходит. Появляется там много интелегенции, но в дальнейшем в ней разочаровываются.

Так же из управления уходят главы государственных предприятий но приходит бизнес и чиновники и силовики.

В 90х Доминируют те, кто пришел во власть минуя номенклатуру, но уже в середине 90х бывшие комсомольцы стали возвращаться.

Сильное влияние и на региональные элиты оказало. Они не изберались, но федералам нужно былор искать поддержки и потому решили позволить выбирать губернаторов. Первый пробный раз в 1994 году, а в 1996 запрет совсем был снят.

Выборы показали, что с ситуацией в регионах печаль. Ее сложно контролировать. Из назначенных ранее глав свои посты после выборов сохранили только 18.

Анализ состава позволяет сказать, что только в первой половине 90х годов выборы были реальным механизмом обновления на следующих выборах опять фактически выбирали тех же. Губеры научились побеждать на выборах, в депутаты шли те же бизнесмены и чиновники.

В 2000х вернулись к практике назначения. Не менее важное в ЭКСКОРПОРАЦИЕЙ.

Механизм расставания с номенклатурой от Сталина становился мягче. К Юрежневу топ элита вообще стала несменяемой + декоративные посты для престарелых генералов и маршалов.

Горбачев начал от них избавляться 1986 – 1989 многие отправились на пенсию.

При Ельцина в 1991 были отстранены главы 12 регионов.

В 1992 осталось 2 из 34 старых представителей правительства.

В результате обиженные на власть преумножились и их число и связи позволили сформировать контр элиту. Следовательно происходит обострение политической ситуации и события 1993 года.

Когда их разогнали они ушли преимущественно в КПРФ, она стала главной партией контр элиты.

И вообще активное партийное строительство началось.

После 1993 стало понятно, что такое поведение с бывшей элитой опасно. Стали ограничивать. Было сформулировано послание о государственной и федеральной службе.

Было утверждено понятие о кадровом резерве.

Несколько способов такой резервации:

1) Банки, Кампании – Имели преимущество перед частным бизнесов

Государственные органы делегировали молодым финансистам отдельные полномочия.

2) Фонды, Ассоциации – менее выгодны

3) Депутатская деятельность

4) Еще некоторые экс чиновники создают такие структуры сами себе + создают себе оппозиционные партии

5) Федеральным чиновникам можно стать главой региона

Режим Путина привнес новую тенденцию:

Это придало новую привлекательность государственной службе. Отпала необходимость создания оппозиционных партий и участие в выборах.

Новая кадровая политика стала предсказуемой. Монополия государства на формирование элит.