Проблема политической власти бюрократии в творчестве Вебера. Теория плебисцитарной бюрократии.
Рациональной тип бюрократии носит идеальный характер. В реальности чиновники не желают быть только орудием и средством. Чиновники стремиться влиять на политику. Вебер в своей работе «Политика как призвание и профессия» провел по разным полюсам понятия чиновник и политик.
Чиновник – выполняет инструкции, спущенные сверху. Чиновник не определяет курс, значит не несет за него личной ответственности.
Политик – должен заниматься Целеполаганием, нести ответственность за деятельность. Качества политического лидера могут сформироваться у политика только с необходимостью постоянно принимать ответственность, решения, рисковать.
Многие черты современного процесса ХХ век провоцируют укрепление чиновничества, т.к они:
Компетентны
Организованы
Корпоративно солидарны.
Минусы бюрократии в том, что она не умеет принимать ответственных решений, но тянется к власти.
В Германии у бюрократии не было сильного противовеса. Даже монарх не может ее ограничить, т.к. зависит от нее в информационно отношении.
Рейхсканцлер несет ответственность только перед Государем, а не перед парламентом. Но в отношениях монарха с бюрократией монарх бессилен.
Россия.
После 1905 года складывается мнимый конституционализм. На смену монархии приходят чиновники.
Бюрократия тянется к политике, будучи неготовой к этому и следовательно, проблема ограничения власти бюрократии.
СПОСОБ – концепция плебисцитарной бюрократии.
Акцент делается на институты представительной власти. Парламентская система наилучшее средство развития общества и обуздания бюрократии. Но чтобы парламент смог контролировать бюрократию он должен обладать властью.
Мнимый конституционализм – партии не имеют власти, парламент не дает выдвигаться достойным лидерам.
По Веберу, роль масс в политическом процессе сводится к избранию лидера.
Следственно в государстве систему бюрократического управления нужно дополнять элементами плебисцитарным лидером, который избран всем народом:
Имел бы собственный источник легитимности
Обращался бы напрямую к народу
В глазах граждан легитимность плебисцитарного лидера зависит от успеха его деятельности.
В силу харизматичности политик должен привлекать своих сторонников.
Именно плебисцитарного лидера Вебер рассматривал в качестве главного противовеса усиливающейся бюрократии.
Противоречивый характер теории Вебера основан на историческом опыте Германии.
Опасность для демократических институтов может исходить не только от бюрократии, но и от самого плебисцитарного лидера (может проводить не демократическую политику).
-
Содержание
- 1) Классические подходы к политической стратификации общества
- 2) Элитология. Элитизм. Элитаризм. Эгалитаризм.
- 3) Понятие элиты
- 4) Рекрутирование элит
- Истоки элитизма в политической мысли
- Концепции правящего класса Моски
- Вильфредо Парето о сущности типологии и динамике элиты
- Партийная элита Михельс и Острогорский
- Теория элит в современной и западной политологии
- Элитизм и плюрализм, дискуссия о структуре власти в сша
- Зарождение проблематики бюрократии в политической теории 19 века
- М. Вебер о традиционном господстве и патримониальной бюрократии
- М. Вебер о легальном господстве рациональной бюрократии
- Проблема политической власти бюрократии в творчестве Вебера. Теория плебисцитарной бюрократии.
- Критика классической теории бюрократии
- Основные подходы к анализу государственного управления во второй половине 20го века
- Проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке
- Мишель Крозье о бюрократии во Франции
- 2 Архетипа бюрократии.
- Эволюция марксистской концепции в России
- Бюрократия как правящий класс российского общества
- Боярство на Руси
- Динамика элит в Российской империи
- Советская номенклатура
- Становление и мобилизация номенклатурной элиты в ссср
- Демобилизация номенклатуры и особенности ее развития в военные годы
- Возниконовение политической элиты в постсоветской россии
- Состав и особенности современной российской элиты
- Административно-политическая элита в современной России
- Особенности рекрутирования постсоветской элиты