logo
Да здравствуют элиты!

Зарождение проблематики бюрократии в политической теории 19 века

18-19 век - фундамент теории проблем бюрократии в фсф и социальной мыслей.

Г.Гегель. «Философия права».

Государство – носитель всеобщего интереса. Иерархически выстроенные интересы чиновников – механизм реализации общественного интереса.

Черты бюрократии по Гегелю:

Токвиль «Демократия в Америке». Сравнивал институты власти в Европе и США.

Современная политическая система:

Но европейское государство более бюрократическое. Европейское правительство сильно вмешивается в жизнь подданных.

Проблема ограничения власти бюрократии - развитие представительных объединений и создание ассоциаций.

Д. Миль «Рассуждение о представительских структурах».

Бюрократия, совсем не равна представительской демократии. Это противоположные структуры.

Бюрократия:

В парламентской демократии есть благоприятные условия для выявления подходящих государственных деятелей.

Маркс.

Этапы развития концепта бюрократии:

  1. Начало 40х годов 19го века.

Статьи в газете. Описание феномена бюрократии в 2х аспектах:

Внутри бюрократии убеждены, что начальство лучше все знает.

На самом деле: чиновники низшего уровня не доносят до начальников всю информацию, так как она может быть не выгодна для них. Это порождает недостаток информации и неправильные политические решения – понимание целостной картины размывается.

  1. 70е на основании анализа опыта Маркс переосмыслил бюрократию.

Критика бюрократии. Чиновникам свойственен формализм – канцелярские дела престают быть средством, а видятся чиновникам самоцелью.

Мероприятия по изменению бюрократии:

При создании нового госа, надо создать новый аппарат - революционная диктатура пролетариата. Т.к. старым госом и аппаратом пользоваться нельзя. Со временем и гос, и бюрократия отпадут.

Вильсон и Гундоу.

Вильсон «Изучение администраций». Критика классической концепции разделения властей.

Законодательная, исполнительная и судебная власти – устарело. Это не соответствует реальному состоянию.

Две основные функции властных структур:

  1. Политическая: выработка общих направлений государственной политики, принятие законов (президент, политики)

  2. Административная: Общие направления к конкретным ситуациям и индивидам (Гос служащие, администраторы). Т.е. это не политические решения. Нужно деполитизировать административный аппарат

Ф Гундоу. 1900 «Политика и администрация».

Правительственная деятельность бывает либо политической либо административной.

Политическая – выражает волю

Административная – исполняет волю

Эти функции сложно разделять. Ведомства могут быть в основном политическими, или в основном административными. Административные подчинены политическим.