Истоки элитизма в политической мысли
Элитология как наука сложилась в 20 веке, но истоки элитаризма уходят в глубь веков. Внимание ей уделяли еще древнекитайские мыслители, которые пытались сконструировать нормативную модель правительства.
Так основатель течения «легизм» Гоань Чжу писал о том, что закон должен стоять выше правительства, перед законом все должны быть равны и принципы управления должны носить универсальный характер. Идеальный правитель ценит законы, принципы нравственного самосовершенствования больше чем власть. Совершенный правитель должен считать улучшение жизни народа своей главной цели. Верхи заботятся о низах, низы служат верхам.
В целом характерно мнение, что упадок/процветание государства зависит от качества правителя. Лао Цзы говорил, что лучшей властитель – тот о котором знают, что он есть и все. Которого любят, тот похуже. Еще хуже, тот правитель, которого народ боится. А хуже всех, тот над которым смеются. По настоящему мудрый правитель в тени тактично правит.
Но наибольшее распространение у идей Конфуция. Управлять должны благородные мужи + государь, опираясь на идею добродетели. Главное – воспитание в себе благородных качеств. Поэтому происхождение не важно, и даже простолюдины могут попасть в элиту.
На руководящие посты мнению нужно выдвигать людей, обладающих знаниями. Конфуций разработал технологию отбора для обучения эффективных чиновников. Была разработана система комплексных экзаменов. И обладатели высоких и высших степеней образовывали специфическое сословие, которое имело привилегии. Т.е. нужны были некоторые собственные достижения, кроме богатства и знатности.
Важной эпохой стала и Античность.
Важна фигура Гераклита. Он призирает демократию, считает, что если один лучше, то пусть правит он. Но наилучшими люди становятся не по богатству и не по происхождению – это характеристика духовного и личных качеств.
Платон выступал против участия демоса в управлении, ими руководят мнения. Государственными могут заниматься только аристократы, получившие специальное образование. Основание такой власти элиты, не ее собственные интересы, а интересы всего сообщества.
Обосновывал все Платон учением о душе, она состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной (вожделеющей). Распространены в обществе они по разному и лишь малая часть способно подчинить себя разуму. Поэтому Платон структурирует общество по пирамиде: философы, войны, простолюдины.
В Средние века представления оказались разделены.
Августин Аврелий. Разрабатывал теорию о спасении избранного меньшинства и осуждении остальных за греховную жизнь. Первая часть – праведники, именно они составляют Град Божий – они любят Бога до самоотречения. Противоположен ему Град Земной, из себялюбцев, забывших о Боге. Критерий элиты по Августину – исполнение заповедей божьих.
Фома Аквинский. Все подданные должны подчиняться богоизбранным правителям. При этом подчиняться светской власти необходимо лишь в телесных действиях, во внутренних же стоит повиноваться только божеству. Посему власть правящей элиты в их глазах нивелировалась сглаживалась перед религиозной элиты, которую они и считали истинной.
Эпоха Возрождения. Пытались преодолеть разрыв между властью и элитарностью.
Макиавелли выступал против феодалов, но больше боялся не их, а бунта масс. Выступает за сильную власть государя. Правитель должен быть строгим и изворотливым, нравственные качества хороши, но только когда есть от них польза государству. Делит правителей на львов и лис.
Гоббс: концепция просвещённого абсолютизма, на основе договора. Руссо выступал против любой элиты. Идеал – общество из равноправных мелких собственников. Близок к идее эгалитаризма.
Ницше. Он заявлял, что в сознании современного человека Бог умер, а значит, не существует оправдания морали вне самого человека. В противовес социальным доктринам эгалитаризма Ницше формулировал концепцию сверхчеловека, который отбрасывает нормы морали и выражает волю к власти.
К концу 19 – го столетия подошла к необходимости научного осмысления феномена элиты, так как философское осмысление приходило к хождению по кругу.
- 1) Классические подходы к политической стратификации общества
- 2) Элитология. Элитизм. Элитаризм. Эгалитаризм.
- 3) Понятие элиты
- 4) Рекрутирование элит
- Истоки элитизма в политической мысли
- Концепции правящего класса Моски
- Вильфредо Парето о сущности типологии и динамике элиты
- Партийная элита Михельс и Острогорский
- Теория элит в современной и западной политологии
- Элитизм и плюрализм, дискуссия о структуре власти в сша
- Зарождение проблематики бюрократии в политической теории 19 века
- М. Вебер о традиционном господстве и патримониальной бюрократии
- М. Вебер о легальном господстве рациональной бюрократии
- Проблема политической власти бюрократии в творчестве Вебера. Теория плебисцитарной бюрократии.
- Критика классической теории бюрократии
- Основные подходы к анализу государственного управления во второй половине 20го века
- Проблемы бюрократизации в англо-американской политической науке
- Мишель Крозье о бюрократии во Франции
- 2 Архетипа бюрократии.
- Эволюция марксистской концепции в России
- Бюрократия как правящий класс российского общества
- Боярство на Руси
- Динамика элит в Российской империи
- Советская номенклатура
- Становление и мобилизация номенклатурной элиты в ссср
- Демобилизация номенклатуры и особенности ее развития в военные годы
- Возниконовение политической элиты в постсоветской россии
- Состав и особенности современной российской элиты
- Административно-политическая элита в современной России
- Особенности рекрутирования постсоветской элиты