Права представителей средств массовой информации как участников избирательного процесса при подготовке и проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва
В соответствии с действующим законодательством о выборах содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
В соответствии с пунктом 52 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации представителем средства массовой информации считается лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации. Иным документом может являться, например, редакционное задание при условии предъявления наряду с ним документа, удостоверяющего личность.
Представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования (пункт 1 статьи 30 Федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона, представители средств массовой информации вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
Пунктом 11 статьи 30 Федерального закона представителям средств массовой информации, принимающим участие в информационном обеспечении подготовки и проведения выборов, предоставлено право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Представители средств массовой информации вправе присутствовать при погашении избирательных бюллетеней (пункт 20 статьи 63 Федерального закона), при предъявлении к осмотру пустых ящиков для голосования перед началом голосования (пункт 3 статьи 64 Федерального закона), при подсчете и погашении неиспользованных, испорченных избирателями бюллетеней после окончания времени голосования (пункт 3 статьи 68 Федерального закона), при подписании списка избирателей и оглашении содержащихся в нем сведений (пункт 6 статьи 68 Федерального закона), при непосредственном подсчете голосов избирателей, в том числе с использованием технических средств подсчета голосов, при проведении контрольного (ручного) либо повторного подсчета голосов избирателей (пункты 9, 24, 32 статьи 68, пункт 9 статьи 69 Федерального закона), при упаковке бюллетеней после завершения подсчета голосов избирателей (пункт 23 статьи 68 Федерального закона), при проведении итогового заседания участковой избирательной комиссии в день голосования (пункт 26 статьи 68 Федерального закона), при приеме протоколов нижестоящих избирательных комиссий, суммировании данных этих протоколов и составлении протокола об итогах голосования на соответствующей территории (пункт 2 статьи 69 Федерального закона). Представитель средства массовой информации вправе получить копию протокола об итогах голосования (о результатах выборов), ознакомиться со вторым экземпляром данного протокола; в случае необходимости внесения в протокол уточнений избирательная комиссия должна проинформировать их о принятии соответствующего решения (пункты 3, 7, 8 статьи 69 Федерального закона). Избирательная комиссия обязана предоставить для ознакомления представителю средства массовой информации по его требованию итоги голосования по каждому избирательному участку, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий пункт 1 статьи 72 Федерального закона).
Следует иметь в виду, что единственное положение о необходимости заверения выдаваемого представителю средства массовой информации документа содержится в пункте 29 статьи 68 Федерального закона, где идет речь о порядке предоставления копии протокола об итогах голосования.
Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре. Представитель средства массовой информации, получивший заверенную копию протокола об итогах голосования, расписывается в указанном реестре.
Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным (п. 6 ст. 45 Федерального закона).
- Методические рекомендации «информирование избирателей и предвыборная агитация на выборах депутатов саратовской областной думы пятого созыва»
- Права представителей средств массовой информации как участников избирательного процесса при подготовке и проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва
- Информирование избирателей
- Опубликование (обнародование) опросов общественного мнения
- Предвыборная агитация
- Предвыборная агитация в средствах массовой информации
- Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
- Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио Предоставление бесплатного эфирного времени
- Предоставление эфирного времени за плату
- Ограничения, связанные с проведением предвыборной агитации на телевидении и радио
- Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания Общие условия предоставления печатных площадей редакциями периодических печатных изданий
- Предоставление бесплатной печатной площади
- Предоставление печатной площади за плату
- Ограничения, связанные с проведением предвыборной агитации через периодические печатные издания
- Условия проведения предвыборной агитации посредством публичных мероприятий
- Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
- Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
- Ответственность за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации
- Нарушения Закона Российской Федерации «о средствах массовой информации»
- Нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства
- Предоставление эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областной список кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы
- Участие организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации в избирательной кампании по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва (основные этапы)