logo
Информирование избирателей

Информирование избирателей

Информирование избирателей включает в себя оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о законодательстве о выборах, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, избирательных объединениях, сообщение сведений о результатах голосования, об итогах выборов.

Информирование избирателей осуществляют:

органы государственной власти, органы местного самоуправления (ограничения - не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов);

избирательные комиссии всех уровней, в том числе через средства массовой информации - о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших списки кандидатов;

организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации - осуществляют деятельность по информированию избирателей свободно;

физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом.

Редакции средств массовой информации (далее – СМИ) вправе свободно освещать события, происходящие в ходе избирательной кампании, придерживаясь при этом основополагающих принципов информирования избирателей: информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (п. 2 ст. 45 Федерального закона, ч. 2 ст. 40 Закона Саратовской области). Объективность предполагает освещение событий, происшедших в ходе избирательной кампании, без комментариев журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, избирательных объединений, , в том числе в пользу информации о других кандидатах, объединениях.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Запрещение комментариев в информационных программах и сообщениях не препятствует освещению и анализу в информационно-аналитических программах (публикациях) хода избирательной кампании, деятельности кандидатов, избирательных объединений, их предвыборных программ, анализу информации о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, избирательных объединений, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах.

Из указанных выше положений федеральных законов, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что редакции СМИ вправе свободно, без каких-либо согласований с государственными органами освещать события, происходящие в ходе избирательных кампаний, и придерживаться при этом основополагающих принципов информирования избирателей, отделяя в публикациях объективную информацию о событиях, происшедших в ходе избирательной кампании, от мнения и (или) комментария журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, избирательных объединений, , в том числе в пользу информации о других кандидатах, избирательных объединениях.