logo
Информирование избирателей

Предвыборная агитация

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, областного списка кандидатов и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования (п. 1 ст. 49 Федерального закона, ч. 1 ст. 44 Закона Саратовской области).

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (п. 2 ст. 49 Федерального закона, ч. 2. ст. 44 Закона Саратовской области).

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются (п. 2 ст. 48 Федерального закона, ч. 1 ст. 43 Закона Саратовской области):

1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, областной список кандидатов, областные списки кандидатов либо против него (них);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой областной список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 41 настоящего Закона);

3) описание возможных последствий - в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной областной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, областной список кандидатов.

Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 настоящей части, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, областной список кандидатов, областные списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 настоящей части, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Положения Федерального закона, Закона Саратовской области не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в рамках своей профессиональной деятельности и предполагают, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только умышленное совершения ими предусмотренных в статье 43 Закона Саратовской области действий, непосредственно направленных на такую агитацию, в отличие от информирования избирателей.

Агитационная деятельность может осуществляться в том числе путем систематического распространения информации о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях в сочетании с позитивными или негативными комментариями, либо без комментариев, но с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях при замалчивании информации о других.

Член избирательной комиссии, уполномоченный составлять протоколы об административном правонарушении, составляет протокол о соответствующем административном правонарушении в том случае, если действия, содержащие указанные признаки, совершены неоднократно и есть основания полагать, что это было совершено с агитационной целью.

Наличие либо отсутствие агитационной цели во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации.

Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования (п. 6 ст. 48 Федерального закона, ч. 6 ст. 43 Закона Саратовской области).

В частях 4,5 статьи 43 Закона Саратовской области приведен исчерпывающий перечень лиц и организаций, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.