Нарушения Закона Российской Федерации «о средствах массовой информации»
Выпуск или распространение незарегистрированных СМИ (ст. 8 Закона о СМИ) - ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс);
Выпуск или распространение СМИ с заведомо ложными выходными данными, без объявления выходных данных, с неполными выходными данными – 13.22 Кодекса;
Непредставление в регистрирующий орган письменного уведомления об увеличении максимального объема и периодичности выпуска СМИ в течение 1 месяца – 13.23 Кодекса.
Законом о СМИ предусматривается два варианта неблагоприятных последствий для лиц, ответственных за деятельность СМИ, нарушающих избирательное законодательство.
Первый вариант предусмотрен в статье 16.1 Закона о СМИ - это приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Согласно статье 16.1 Закона о СМИ если в период избирательной кампании после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
Рассмотрение судом указанных в статье 16.1 Закона о СМИ о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным статьей 16.1 Закона о СМИ основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, – до момента окончания повторного голосования.
В целях статьи 16.1 Закона о СМИ нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах признается нарушение этим главным редактором или этой организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
Для целей статьи 16.1 Закона о СМИ не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст. 16.1 Закона о СМИ).
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 Закона о СМИ, – влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 59 Закона о СМИ).
Второй вариант предусмотрен статьями 4 и 16 Закона о СМИ - вынесение предупреждения со стороны регистрирующего органа в отношении учредителя и (или) редакции (главного редактора) СМИ. При этом вынесение регистрирующим органом повторного предупреждения означает возможность прекращения деятельности СМИ.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 Закона о СМИ, либо несоблюдение обязанностей журналиста – влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 59 Закона Российской Федерации).
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:
в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;
в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;
в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;
в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;
в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;
в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;
в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, – влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 60 Закона о СМИ).
- Методические рекомендации «информирование избирателей и предвыборная агитация на выборах депутатов саратовской областной думы пятого созыва»
- Права представителей средств массовой информации как участников избирательного процесса при подготовке и проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва
- Информирование избирателей
- Опубликование (обнародование) опросов общественного мнения
- Предвыборная агитация
- Предвыборная агитация в средствах массовой информации
- Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
- Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио Предоставление бесплатного эфирного времени
- Предоставление эфирного времени за плату
- Ограничения, связанные с проведением предвыборной агитации на телевидении и радио
- Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания Общие условия предоставления печатных площадей редакциями периодических печатных изданий
- Предоставление бесплатной печатной площади
- Предоставление печатной площади за плату
- Ограничения, связанные с проведением предвыборной агитации через периодические печатные издания
- Условия проведения предвыборной агитации посредством публичных мероприятий
- Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
- Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
- Ответственность за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации
- Нарушения Закона Российской Федерации «о средствах массовой информации»
- Нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства
- Предоставление эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областной список кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы
- Участие организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации в избирательной кампании по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва (основные этапы)