logo
Информирование избирателей

Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

Кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, выдвинувших кандидатов запрещается:

распространять агитационные материалы, содержащие призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, направленные на пропаганду войны, проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости;

осуществлять подкуп избирателей;

предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования);

заниматься благотворительной деятельностью;

обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

Не является подкупом избирателей:

- распространение аудиовизуальных агитационных материалов, изготовленных в соответствие со статьей 54 Федерального закона;

- проведение агитационных публичных мероприятий, с участием выступлениями работников культуры (артистов и других творческих работников), если затраты на организацию этих мероприятий осуществлены из средств избирательного фонда;

- вознаграждение избирателей за проведение организационной, в том числе агитационной работы. Вместе с тем следует учитывать, что заключение договора на проведение агитационной работы с избирателем в целях сокрытия факта подкупа не может служить основанием для освобождения от ответственности инициаторов заключения такого договора;

- если предвыборная программа кандидата, избирательного объединения составлена на основании наказов избирателей, правовой статус которых определен, в частности законом субъекта Российской Федерации о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации )в частности, наказами депутату являются предложения и поручения граждан, данные депутату как в период его избрания, так и при осуществлении им депутатских полномочий), то обещания исполнения наказов избирателей не могут быть расценены как подкуп избирателей и поставлены в зависимость от избрания кандидата депутатом.

В период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.

Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений и их уполномоченных представителей, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств избирательного фонда кандидата. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований статьи 49 Закона Саратовской области, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного Законом Саратовской области порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, когда была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При обнародовании (опубликовании) указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящей частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с Законом Саратовской области, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.