logo
учебник Бурденко, Журавлев Политология

50 Раздел I. Историко-методологическое введение

конфликтов. На вход_политической системы поступают импульсы в виде общественных требований и поддержки; на выходе политической системы имеем политические решения, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей. Если запросы и требования общества удовлетворяются системой принятия решений, то политическая система находит социальную поддержку.

Самуэл Хантингтон (1927)— американский исследователь политики. Работы:ォПолитический порядок в изменяющихся обществахサ,ォСтолкновение цивилизацийサ и др.

В исследовании политических процессов большое внимание уделяет институтам. Хантингтон считает институционализацию политических процессов важным критерием политического развития,

поскольку институционализация придает государству более высокий уровень адаптации, повышает возможность согласования интересов.

После распада мировой системы социализма и тем самым исчезновения противоборства двух мировых систем (капитализма и социализма) как решающего фактора международного развития, Хантингтон большое внимание уделяет разработке цивилизационной модели мира, рассматривает сдвиг баланса власти среди цивилизаций. В качестве определяющего фактора дальнейшего мирового развития он выделяет межцивилизационные различия. ォИдентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, право-

славно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизацииサ. В книгеォСтолкновение цивилизацийサ, написанной в качестве размышлений над проблемами, обозначенными в 1993 г. в

статье ォСтолкновение цивилизаций?サ,Хантингтонприходит к следующим выводам:

- впервые в истории глобальная политика и многополюсна, и полицивилизационна; модернизация отделена от ォвестернизацииサ —распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации незападных обществ;