Тема 7. Гражданское общество и государство
Понятие и историческая эволюция гражданского общества
В современной политологии важность изучения гражданского общества, которое казалось бы находится вне сферы политических отношений, обусловлена тем, что гражданское общество является естественным фундаментом политической демократии. Поэтому обращение к проблеме гражданского общества позволяет обнаружить те конкретные институты и социальные условия, которые делают политическую демо-
кратию не только возможной, но и необходимой.
Понятие "гражданское общество" имеет длительную историю. На каждом этапе исторической эволюции человеческого общества оно обретало новый смысл и новые характеристики, становилось все более многовариантным. Однако оно неизменно рассматривалось в противопоставлении понятию "государство". Гражданское общество — это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассогщаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти.
Понятие "гражданское общество" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. При таком подходе гражданское общество существует во всех государствах, включая авторитарные и тоталитарные, поскольку ни одна власть не может ликвидировать или полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности людей и их активность. В узком смысле — это общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. Современное понимание гражданского общества в политологии преимущественно исходит из этого узкого смысла. Чтобы отделить узкий смысл гражданского общества от широких трактовок и в то же время показать их историческую взаимосвязь в современной науке, используется понятие "гражданская социальность".1
Ученые выделяют три основных формы гражданской социальности:
(1) античная гражданская общность (полис),
(2) средневековая гражданская общность (феодальные города-государства, например, Новгородская республика),
(3) современное гражданское общество, сложившееся в конце XVIII-начале XX в.
Общие признаки гражданской социальности:
- концентрация жизни населения в городах и городских поселениях.
Гражданское общество — это общество горожан: гражданин - это
горожанин: civis (гражданин) связан с civitas (городом — лат.). Со-
ответственно, эволюция гражданского общества связана с эволюци-
ей форм гражданской социальности;
- демократическое устройство государства. Демократия есть политическая форма существования гражданского общества;
- личностная автономия, которая понимается не просто как личная свобода, а как единство внутренних и внешних возможностей развития. Реализация внутреннего потенциала человека немыслима вне институциональных рамок, посредством которых накладываются ограничения на пространство его самодеятельности;
- господство частного или гражданского права, которое развивается одновременно с институтом частной собственности и рыночной экономикой. Свое юридическое выражение оно находит в системе римского права, регулирующего сферу частных отношений между людьми как гражданами.
Особенности исторических форм гражданской социальности:
- античный полис. На этом этапе понятия "гражданское общество" и "государство" не различались, рассматривались как синонимы. Быть членом общества означало быть гражданином, имеющим определенные права и обязанности. Одновременно это означало быть членом государства, т.е. обязывало действовать в соответствии с его законами. Согласно Аристотелю, человек есть существо общественное и политическое;
- средневековая общность основана на сословно-корпоративной частной собственности. Последняя связана с неразвитым разделением труда и цеховой организацией ремесла в городе. В состав средневековой общности входило множество корпораций - особых организаций, создаваемых для воспроизводства и защиты частно-групповых и сословных интересов. Это — клубы аристократов, цехи, купеческие гильдии, касты, военные организации. Положение каждого отдельного человека практически целиком и полностью определялось его сословной принадлежностью. Вся его жизнь неразрывно связана с общиной и регламентировалась установ
ленным в ней порядком от рождения до самой смерти.
С точки зрения реализации идеала социальной свободы и достижения автономии средневековая городская общность является промежуточной формой гражданской социальности. Значительная часть ее членов находилась в отношениях личной зависимости (подмастерья, поденщики, слуги, члены патриархальных семей).
Итак, первые две исторических формы гражданской социальности можно условно отнести к протогражданским. Им соответствует модель "общинной" и локальной (городской) общности. Кроме того, античная и средневековая гражданские общности были синкретичны по своей структуре. Членство в них определялось не только социально-экономическим положением человека, но и его формальным политическим статусом.
Экономические и политические структуры пронизывали гражданскую жизнь людей в эпохи античности и средневековья, определяли их конкретное культурное своеобразие и социальный облик. Разделение государства и общества, ставшее атрибутом современной жизни, в античном и средневековом или феодальном обществах практически отсутствовало. Поэтому третья историческая форма гражданской социальности вырастает из потребности разрозненных общин в объединении и концентрации их общих интересов в организациях и институтах социетального уровня. На смену локальным (городским или территориальным) общностям приходит социетальная общность или социетальное сообщество. Такое сообщество, по Парсонсу, есть не что иное, как организованное в коллектив население страны (крупного региона), осуществляющее свою деятельность на основе единого нормативного порядка и, как отмечал, Э. Геллнер, культурной однородности. Происходит становление нации и национального государства. Экономической основой гражданского общества становится рыночная экономика. Другой важный шаг в формировании современного гражданского общества обусловлен разделением государства и общества в результате последовательного и эволюционного развития двух основных тенденций общественного развития — либерализации, связанной с расширением и укреплением базовых (естественных) прав человека, прежде всего экономических (право собственности), и демократизации, утверждающей принцип равноправного социального и политического участия всех граждан в управлении государством.
Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
Современный период развития гражданского общества условно делится на три этапа. Каждому из этапов становления и развития современного гражданского общества соответствуют определенные модели, или типы: "конкурентное", "когерентное" и "плюральное".
На первом этапе развития модерна (современности) окончательно утверждается разделение гражданской и политической (государственной) сфер общества. Гражданское общество взаимодействует с государством посредством формирования современных механизмов демократии (институт выборов, партии, группы давления и т.д.). К государству постепенно переходит контроль над значительной частью таких социальных институтов, как образование, учреждения культуры, медицина и пр. Поэтому на этом этапе в гражданском обществе складывается и развивается преимущественно частная сфера социальной жизни, т.е. система институтов и организаций, обслуживающих прежде всего частные отношения людей, в т.ч. экономические и семейно-родственные, и противостоящая непосредственно публичной сфере государственной власти. Частная сфера гражданского общества призвана обеспечить эффективное взаимодействие автономных субъектов гражданского общества с представителями государства. В эту эпоху в обществе преобладают элементы "классического" капитализма — рыночная экономика, индивидуальная частная собственность, свободная конкуренция, классовые конфликты и пр. Поскольку экономическая сфера является здесь доминирующей, то отношения между капиталистами и наемными рабочими становятся определяющими. Соответственно формируется и социальный облик гражданского общества. Это — общество конкурентного типа, основанное на потребности в примирении двух основных экономических классов. Оно вынуждено не только согласовывать их интересы между собой, но и защищать от прямого вмешательства государства. Главными классами этого общества являются промышленные слои и, прежде всего предприниматели и рабочие. Оно противостоит, с одной стороны, мощному государству с его органами принуждения, и, с другой стороны, активным силам гражданского общества, пытающимся перераспределить сферы влияния и ресурсы в пользу своих групп и общностей. С целью противостояния фактам экспансии государства и недопущения прямого слияния государственных и экономических ресурсов в руках работодателей возникают профсоюзы, использующие легальные средства социального давления. К ним присоединяется множество других общественных организаций и союзов, призванных защищать частные и общественные интересы граждан. Этому этапу становления гражданского общества соответствует правовое государство, которое устанавливает правила игры и следит за их соблюдением, не вмешиваясь непосредственно в экономику.
На втором этапе развивается общественная сфера гражданской жизни. Гражданское общество, которое на первом этапе своего становления вынуждено было брать на себя функцию защиты экономических интересов различных социальных групп, теперь в основном передает их укрепившемуся государству, которое становится социальным. В данном обществе существенно расширяется сфера общественного согласия и социального партнерства. Оно уже не является главным арбитром в решении классовых споров только двух групп — капиталистов и наемных работников. Это — общество когерентного типа, стремящееся к согласованию интересов всех основных социальных групп и слоев. В силу определенных объективных и субъективных факторов в социальной структуре современного социума наиболее прочное положение занимают средние классы или слои и так называемый "сервисный" класс — менеджеры, интеллектуалы, коммерсанты и пр. Противоречия между группами и слоями этого общества имеют социально-статусный характер, т.е. не связаны напрямую с распределением общественного богатства между имущими и неимущими ("социально обездоленными") слоями. Государство на данном этапе становится не только правовым, но и социальным.
На третьем этапе формирования современного социума осуществляется переход к "плюралистической" модели гражданского общества. В условиях позднего модерна (постмодерна) гражданское общество претерпевает качественные изменения. В социальной структуре постсовременного социума практически отсутствуют противоположные полюса классовой или статусной поляризации субъектов. Различия между ними имеют социокультурный характер. Это — различия культурных стилей жизни индивидов и групп. Борьба за культурное доминирование переносится в жизненный мир, где разнообразные субъекты пытаются вырабатывать собственные стратегии и линии поведения. Гражданское общество выступает при этом главным поставщиком социально значимых проектов и культурных программ деятельности. В обществе господствует плюрализм во всех его проявлениях и толерантность (терпимость) ко всякой инаковости и новизне, если все это не противоречит установленным законам. На этом этапе происходит глобализация гражданского общества, а правовое и социальное государство становится постепенно и государством экологическим.
Проблемы становления гражданского общества в России
Особенностью становления гражданского общества в России является исключительная роль государства. Государственное начало всегда, по крайней мере с XV в. являлось главным демиургом общественных преобразований. Это обстоятельство затрудняло формирование у россиян привычки к самостоятельному и инициативному поведению. Тем не менее, в российской цивилизации нет генетических табу (запретов) на развитие гражданского общества. В истории России постепенно и противоречиво складывались зачатки гражданского общества. Как и на Западе, гражданская социальность в России утверждалась в городах-государствах. Наиболее яркие примеры городской вольницы и самоуправления дают города Новгород и Псков.
Однако и в период империи самодержавная власть шла на определенные реформы, способствующие возникновению элементов гражданского общества (грамоты на права, вольности и преимущества дворянства, права и выгоды городам, права корпоративной автономии университетам). После отмены крепостного права элементы гражданского общества становятся более основательными. Появляется земство, учреждения выборного самоуправления, создаются сельскохозяйственные общества и предпринимательские организации, общества взаимопомощи и кооперативы. Широкое распространение получили благотворительные и просветительские организации, научные общества.
После первой революции 1905-1907 гг. самодержавие было вынуждено впервые "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Страна получила представительный орган государственной власти, первый российский парламент - Государственную думу, в выборах которой участвовали многочисленные политические партии. Не успев пустить глубоких корней, нарождавшееся гражданское общество в России было сметено Октябрьской революцией 1917 г. В строительстве нового общества большевики исходили из первенства политики над экономикой, и поэтому все общественные процессы подвергались, начиная от экономики (исключая небольшой период НЭПа) и кончая частной жизнью граждан, тотальному политическому контролю "сверху". Всякая инициатива "снизу", спонтанность, как необходимый момент гражданского общества, была наказуема. Обществу лишь вменялась обязанность откликаться на призывы "партии и правительства".
Распад СССР и саморазложение советского социума создали возможность становления современного гражданского общества. Этот процесс становления имеет свои особенности и трудности, которые связаны как с наследием тоталитарного прошлого (надежда во всем на власть, нетерпимость, отсутствие правовой культуры и т. д.), так и кризисным состоянием социума. Любой переход от одной общественной системы к другой всегда неизбежно сопровождается кризисом. Однако в России он еще усугубился многими политическими и экономическими просчетами новой власти при реформировании общества (заимствованные модели перехода к демократии оказались неадекватными культурно-историческим условиям России). Как и в прошлом, общественные преобразования осуществлялись "сверху". Поэтому они происходили прежде всего в интересах самой власти, которая, сменив прежнюю идеологию на новую демократическую риторику, осталась как и ранее далека от народа.
Приватизация государственной собственности для формирования рыночной экономики и необходимого для нее класса собственников была проведена в интересах власти и привела к резкой социально-экономической дифференциации общества, когда бывшая партийно-хозяйственная номенклатура оказалась владельцем основных производительных сил общества. Тем самым изначально создавались неравные условия для предпринимательской деятельности и воспроизводилась монополизация наиболее прибыльных сфер экономики. Тем не менее переход к рынку дает возможность для проявления экономической активности российских граждан в сфере предпринимательства. С трудом, но все же формируется новый класс предпринимателей. Усложняется социально-классовая структура, формируются новые интересы и потребности, требующие реализации и защиты. Экономический, политический и идеологический плюрализм создал возможности для объединения граждан в различные общественные и
политические организации. Их многообразие и активность во всех сферах общества свидетельствуют об определенном прогрессе в становлении гражданского общества. Страна уже имеет многопартийную систему. Правда, большинство партий еще является квазипартиями, тем не менее успехи в партийном строительстве налицо.
По мере развития гражданского общества в России будут возрастать требования общества к политической власти. Общество будет иметь больше возможности влиять на демократическую направленность российской политики. В конечном счете, от способности россиян построить гражданское общество зависит будущее политической демократии.
- Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 25
- 26 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 27
- 28 Раздел I. Историко-методологическое введение том регуляции власти, находящимся вне власти.
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 29
- 30 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 31
- 32 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 33
- 1 Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного происхождения государства (г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.)
- 34 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 35
- 36 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология:
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 37
- 38 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 39
- 40 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 41
- 42 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 43
- 44 Раздел I. Историко-методологическое
- Тема 3. Современная политологии: основные концепции 45
- 46 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 47
- 48 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 49
- 50 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 51
- 52 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 53
- 54 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 55
- 56 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 57
- 58 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 59
- 1 Герцен а.И. О социализме. Избранное. — м.,1974. — с.611.
- 2 Бакунин м.А. Государственность и анархия // Антология мировой политиче-
- 60 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 51
- 62 Раздел I. Историко-методологическое введение
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 53
- Раздел II Политическая власть и общество
- Тема 5. Политика и власть как общественные
- Тема 5. Политика и власть как общественные явления 73
- 74 Раздел II. Политическая власть и общество
- Тема 5. Политика и власть как общественные явления
- Тема 5. Политика и власть как общественные явления 33
- Тема 5. Политика и власть как общественные явления 35
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 3. Стадия закрепления правового статуса партий в демократических государствах, превращения их в посредников между гражданским обществом и государством.
- Тема 9. Группы интересов в политике
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- Раздел III Человек в политическом процессе
- Тема 11. Индивид как субъект и объект политики.
- Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие X 57
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 176 Раздел III. Человек в политическом процессе присутствует рациональный элемент
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии 179
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- Раздел III. Человек в политическом процессе
- Тема 1. Введение в предмет.
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- Тема 3. Политические учения в России XI-XX вв.
- Тема 4. Современная политология: основные концепции
- Тема 5. Политика и власть как общественные явления
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- Тема 9. Общественные организации и группы интересов
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика.
- Тема 11. Индивид как субъект и объект политики.
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 13. Политическое сознание.
- Тема 14. Политическая культура